Как открутить секцию батареи без ключа. как разобрать радиатор: особенности разборки чугунных, алюминиевых и биметаллических батарей

Какие фитинги могут потребоваться для сборки батарей

Схема установки чугунной батареи.

Если система отопления однотрубная, то понадобятся тройники следующих диаметров: для подводящей основной трубы, например, 25 мм, для отводящей к радиатору и обходной трубы по 20 мм. Если основная подающая труба имеет диаметр 35 мм, то трубы будут иметь диаметры 32-25-25.

На каждый радиатор отопления потребуется по два таких тройника. В продаже имеются как полипропиленовые радиаторные краны, так и металлические, которые стоят несколько дороже. Надежность и долговечность кранов зависит от качества теплоносителя. На каждый радиатор нужно по два таких крана.

Если стены построены из недостаточно твердого материала, необходимо использовать специальные кронштейны. После того как все необходимые материалы будут куплены, можно приступать к сборке и установке радиаторов .

Перед тем как начнется сборка и монтаж биметаллических или чугунных батарей, необходимо сделать разметку того места, где они будут висеть. Для этого на стене делают отметки карандашом в местах крепления кронштейнов. Разметку необходимо производить по уровню. Кроме того, следует учитывать, что кронштейны необходимо крепить так, чтобы они располагались в промежутке между секциями батарей.

Производя разметку, необходимо учитывать и высоту радиаторов от подоконника и пола. Чтобы не сделать ошибок, радиаторы отопления прикладывают к стенам и наносят отметку таким образом, чтобы кронштейны после крепления оказались между секциями батареи.

После нанесения разметки на стены сверлят отверстия соответствующего диаметра. Диаметр отверстия должен совпадать с размером дюбеля, который идет в комплекте с радиатором. Затем вставляют дюбель и вкручивают в него сам кронштейн.

Сборка чугунного радиатора отопления

Собрать отопительную чугунную батарею не так сложно, как кажется на первый взгляд. Сборка чугунного радиатора отопления, производится в обратном порядке. Но начинать её, следует только после проверки:

  1. Качества резьбовых соединений конструкции;
  2. Внутренних отверстий, под радиаторный ключ;
  3. Общее рабочее состояние секций.

Если требуется, ниппель-гайки, нужно заменить на новые. Так-же, рекомендуется устанавливать только свежие прокладки. Их делают, как правило, из паронита, но можно и силиконовые. Поверхности, устанавливаемых секций, в местах соединений, рекомендуется, зачистить наждачной бумагой. Новый секции – не исключение.

Продолжаем процесс сборки батареи отопления своими руками. Для этого, соединяющиеся секции, выкладываем друг против друга, на чистую, ровную поверхность и, чтобы отверстия максимально совпадали. На соединяющие ниппель-гайки надеваем прокладки, после чего, слегка их вкручиваем, в две противолежащие секции одновременно.

На ранней стадии комплектации, обогревающего изделия, радиаторный ключ крутим без монтировки. Если ниппеля идут чётко по резьбе, без перекосов, то физических усилий, на начальном этапе сборки, не потребуются. Когда стяжка чугунных секций, подошла к финишу, то необходимо применить на ключ, некоторое усилие, вставив монтировку или вороток, в ушко слесарного приспособления. Затем, без фанатизма, подтянуть все элементы конструкции.

P.S. Как вы могли заметить, из выше изложенного текста, профессионально разобрать и собрать чугунный радиатор отопления своими руками, вполне реально и доступно, практически каждому. Как видите, стоит лишь иметь некоторые слесарные навыки и строго придерживаться инструкции и рекомендациям специалиста.

Перед сборкой в первую очередь необходимо на всех секциях очистить резьбу от следов паковального материала и джута. Для этого можно использовать металлическую щетку, керосин и ветошь.

Качество резьбы обязательно проверяется пробным заворачиванием новых ниппелей и заглушек. Порядок сборки приведен на схеме.

Собирать нужно только на столе

Сверху устанавливают уплотнительное кольцо, следующий регистр батареи и выравнивают по оси. После чего можно заворачивать ключом. Если резьба «не идет», то лучше разобрать и попытаться установить причину. Сборка выполняется с минимальным усилием.

Подготовительная работа

Перед наращиванием батареи следует не только произвести расчеты, но и приобрести необходимые инструменты

Это особенно важно, если всю работу предстоит проделывать самостоятельно. Для качественной работы потребуются:

  • ключ для трубы;
  • радиаторный ключ;
  • специальные ниппели (должны идти в комплекте с секцией батареи);
  • заглушки с левой и правой резьбой;
  • прокладки, устанавливаемые между секциями;
  • наждачное полотно;
  • прокладки из паронита.

Когда инструменты под рукой, можно приступать к подготовительным работам.

  • Первым делом, снимается радиатор, к которому будет наращиваться секция. Для этого закрывается подача теплоносителя в систему, и батарея отсоединяется от трубы.
  • Снятый радиатор нужно тщательно вымыть от пыли и проверить на наличие загрязнения внутри. Хотя нержавеющей стали не страшен показатель кислотности воды, сердечник «не застрахован» от оседания на его стенках мусора и накипи. Их следует удалить, промыв радиатор специальным средством.
  • Проверить места соединений на целостность и качество резьбы. Бывает, что на стыках образуются наросты, поэтому нужно каждое отверстие с резьбой обработать наждачной бумагой.

Даже если наросты не обнаружены, стоит пройтись наждачным полотном по резьбе. Это удалит загрязнения, которые могут помешать прокладке создать качественную герметизацию.

После того, как старая батарея была вычищена, ее нужно положить на заранее подготовленную ровную поверхность

Это важно, так как соединить биметаллические радиаторы между собой нужно без перекосов, даже самых незначительных. Малозаметные вначале, они могут привести в дальнейшем к серьезной аварии

Только после проведения подготовки, можно приступать к наращиванию новых секций.

Разборка алюминиевого и биметаллического радиатора

Перед тем как разобрать батарею отопления, подготовьте необходимые инструменты.

В качестве основного инструмента используется ниппельный ключ (можно арендовать в специализированном магазине за небольшие деньги). Он представляет собой пруток длиной около 700 мм. С одной стороны к нему приварена головка ключа с размером 24х40 мм, а с другой сделано сквозное отверстие. В него можно вставить металлический пруток. С его помощью проще будет прокручивать гайку.

Это — основной инструмент, который используют при сборке/разборке радиаторов отопления

На поверхности ключа нанесены несколько насечек. Расстояние между ними соответствует ширине секции радиатора. Вставив ключ внутрь батареи, и сосчитав количество насечек, вы легко найдёте ниппель нужной секции.

Перед тем, как разобрать батарею отопления, необходимо сориентироваться с направлением вращения ключа. Радиатор укладываем на ровную горизонтальную поверхность лицевой стороной вверх. Справа будет правая резьба, а с левой стороны-левая. Чтобы не запутаться, можно поступить проще: берём гайку и наживляем поочерёдно справа и слева, а потом делаем вывод, в какую сторону вращать ключ

Это важно, поскольку резьбу легко сорвать и тогда нужно покупать две новые секции. Импортные производители на заглушках и футорках с лицевой стороны секции делают следующие обозначение для резьбы: D-правая, S-левая

Резьба на ниппель-гайке может быть правой или левой, потому перед тем, как разбирать радиатор, определяем в какую сторону нужно крутить

Допустим, необходимо открутить одну секцию справа. Для этого ключ «лопаткой» вставляем в верхнее отверстие до нужного места, закрепляемся в пазу ниппель-гайки и с усилием провернув ключ против часовой стрелки «срываем» с места. Вот тут и может понадобиться пруток, вставленный в кольцо на ключе: усилие требуется приличное.

Делаем два полных оборота и переставляем ключ в нижнюю часть радиатора. Повторяем операцию, вращая ключ в том же направлении. Откручиваем на 2 оборота ниппель и здесь. Опять вынимаем ключ и повторяем процедуру для верхней части. Так поочередно откручиваем секцию полностью. Это делается для того, чтобы не было перекосов.

https://youtube.com/watch?v=CFOkZ07OeYE

Разборка чугунных радиаторов отопления

Разборка чугунных радиаторов порой становится процессом очень трудоемким, но необходимым.

Схема разборки чугунных радиаторов отопления: а — захват ниппелями резьбы секций на 2-3 нитки резьбы; б — доворачивание ниппелей и стыковка секций; в — подсоединение третьей секции; г — группировка двух радиаторов; 1 — секция; 2 — ниппель; 3 — прокладка; 4 — короткий радиаторный ключ; 5 — ломик; 6 — длинный радиаторный ключ.

Новый или старый радиатор кладется на ровное место. Хотя бы с одной стороны нужно снять обычные футорки или глухие — заглушки. На разных секциях радиаторов они могут быть с левой или правой резьбой. Обычно чугунные футорки имеют правую резьбу, заглушки — левую. Если навыков разборки нет, и имеется свободная секция, лучше узнать, прежде чем прикладывать силу, какого вида эта резьба и в какую сторону следует вращать ключ. Если резьба левая, при разборке чугунных батарей вращать ключ нужно по ходу часовой стрелки.

Как и при откручивании любых гаек, сначала нужно «сорвать» футорки с места, т.е. провернуть их на четверть оборота с обеих сторон батареи. Затем футорки выкручиваются так, чтобы между секциями образовался зазор в несколько миллиметров. Если отпустить футорки больше, вся конструкция начнет изгибаться под собственным весом и за счет прилагаемых усилий. При этом резьбу может заклинить. Чтобы этого не произошло, на разбираемую батарею должен встать помощник, который будет своим весом препятствовать изгибу.

Обычно разборка старых радиаторов отопления затруднена тем, что футорки и секции «прикипели». Для того чтобы разобрать такую батарею, придется применить автоген или паяльную лампу. Место соединения прогревается круговыми движениями. Как только оно будет достаточно разогрето, футорки выкручиваются. Если с первого раза выкрутить не удалось, действия повторяются.

Если не хватает сил, чтобы разобрать батарею, нужно увеличить длину ключа. Применяется обычная труба, которая служит рачагом.

Аналогично выкручиваются встраиваемые ниппели для развоздушивания чугунных радиаторов.

Если рассмотренными способами разобрать чугунную батарею не удалось, остается его разрезать болгаркой или автогеном или разбить в лежачем положении кувалдой. Разбить или разрезать нужно аккуратно одну секцию. После этой операции, возможно, ослабнет сцепление между секциями, батарею удастся разобрать, оставшиеся секции сохранить.

Применение «жидкого ключа» или жидкости WD эффекта не дает, так как в старых чугунных батареях футорки герметизировались льном и краской, и жидкости не попадут на резьбу.

Сборка чугунного радиатора

Производится в обратной последовательности, отличие лишь в смене направления вращения ключа. Не забывайте о замене прокладок, лучше всего купить в магазине паронитовые, они прочнее, долговечнее и выдерживают агрессивные теплоносители (антифризы).

Вдруг не найдёте таких прокладок, можно использовать сантехнический лён. Он наматывается на правую резьбу по часовой стрелке, а на левую наоборот — против часовой стрелки. Ещё для надёжности на резьбу ниппель-гайки можно нанести герметик (например Unilock). Если использовать в системе планируете антифриз, то на подмотку краску наносить нельзя — ее разъест очень быстро и придется все перепаковывать. А это — слив системы, ее промывка, разобрать, потом собрать все секции… работы много. Так что под систему с антифризами используйте химический стойкий герметик и паронитовые прокладки.

Сборка и разборка радиаторов из любого материала происходит по одному сценарию. Разный может быть только вес, да еще некоторые специфические характеристики металлов (хрупкость чугуна, например).

Как выполнить монтаж биметаллических радиаторов отопления

В недалеком прошлом для производства радиаторов отопления применялся сплав чугуна. Монтаж таких систем, имеющих приличный вес, был достаточно трудоемок. В дополнение к этому сложности вызывала также необходимость регулярной очистки полостей радиаторов от осаждающихся на внутренних стенках механических засоров.

Популярные сегодня биметаллические радиаторы являются одними из наиболее качественных систем, соответствующих ряду показателей, необходимых современному отопительному оборудованию:

  • Показатели прочности таких систем не уступают, а зачастую превышают ее значение для изделий из ряда применяемых ранее традиционных материалов.
  • Отличная способность выдерживать рабочее давление, при котором в системе осуществляется циркуляция теплоносителя.
  • Устойчивость к возможному повышению давления до значения, превышающего 25-30 атмосфер.
  • Компактные размеры и небольшой вес.
  • Длительный (свыше двадцати лет) срок службы.

Обладая всеми качествами, необходимыми современным отопительным системам, биметаллические радиаторы отопления при этом имеют отличный внешний вид, что позволяет отказаться от использования декоративных решеток и заграждений, препятствующих прохождению теплого воздуха в помещение. Выбирая радиатор, следует определить те показатели, которым должна соответствовать приобретаемая система для помещения, в котором предстоит ее установить:

Следует определить значение диаметра труб, подводящих к отопительным приборам теплоноситель.
Необходимо также обратить внимание на максимальное значение мощности, отдаваемой радиатором.

Конструкция приборов

Алюминиевые панели отопления состоят из секций, которые изготавливаются из сплавов металла с примесями кремниевых добавок. Такой состав делает прибор намного прочнее к механическим повреждениям и воздействию горячих температур. Металлический сплав не подвержен коррозийным разрушениям. Часто для усиления защиты внутренней поверхности от воздействия отопительной жидкости используется тончайшее полимерное покрытие примерно в 50 мкм.

Радиаторные панели выпускаются обычно в стандартном белом цвете. При желании их можно перекрасить эмалью, выдерживающей воздействие высоких температур. Часто на приборы наносят оригинальное фотоизображение.

Достоинства алюминиевых приборов отопления

Растущая популярность приборов обусловлена рядом преимуществ их использования в устройстве системы отопления:

  • компактны, занимают мало места;
  • высокая теплоотдача;
  • легкий вес (не затрудняет транспортировку, установку и подключение приборов);
  • быстрый нагрев теплоносителем оборудования;
  • конвекционный способ обогрева препятствует накоплению пылевых отложений между секциями;
  • выгодное соотношение цены и качества;
  • привлекательный внешний вид;
  • возможность подобрать на заказ радиатор любого дизайна;
  • секции покрываются порошковым напылением, которое предотвращает появление коррозии.

Недостатки

Данные приборы, несмотря на все их положительные эксплуатационные качества, имеют свои недостатки. Некачественный теплоноситель и гидроудары, возникающие в результате повышения давления внутри системы отопления, могут привести к поломке и прорыву радиатора. Также низкое качество жидкости вызывает коррозию металла.

Часто оборудование соединяют с трубами из металлов, являющихся антагонистами алюминию, — медь и сталь. Их взаимодействие провоцирует образование ржавчины. Чтобы этого избежать, специалисты рекомендуют при установке в помещении алюминиевых радиаторов использовать проходные пробки из хромированных и никелированных металлов.

Конструкции радиаторов отопления

Для предотвращения, возникшей сантехнической проблемы с алюминиевой батареи в вашем доме (квартире) и устранения её своими руками, необходимо, в начале ознакомиться с конструкцией этого изделия, а уж потом приступать к ремонтным действиям. Так вам будет на много проще понимать и осуществлять нужные сантехнические работы с алюминиевым радиатором отопления, которые планируете произвести самостоятельно.

Алюминиевые отопительные батареи имеют разную форму конструкции. Отличаются они, как правило, только технологией производства. Специалисты, условно, их делят на три основных вида:

  1. Литые — монолитное изделие, созданное методом литья алюминиевого сплава под давлением.
  2. Экструдированные — конструкция из алюминиевого сплава формируется при помощи экструзии, своеобразного прессования размягчённого алюминиевого сплава. Далее, полученные элементы разрезаются на отдельные части. Затем, каждые эти части сваривают между собой, формируя будущую деталь, которая, в последствии, соединяется, друг с другом, механическим способом. Герметичность изделия, достигается специальными уплотнительными приспособлениями и материалами.
  3. Комбинированные батареи, соединяют в себе два перечисленных выше варианта. В результате получаются конструкции, в которых вертикальные экструдированные детали собраны в литые коллекторы.

Сравнительная прочность и надёжность алюминиевой конструкции, больше свойственно литым изделиям. В остальном же, экструдированный и комбинированный вариант, ничем не уступает цельным приборам.

Технические характеристики (параметры) батареи из алюминия:

  • Меж осевое расстояние составляет 350-500 мм;
  • максимально возможное рабочее давление, зависит от торговой марки изделия и колеблется, в основном, от 5 до 15 атмосфер. Есть исключение, так называемые «усиленные» алюминиевые батареи. Их параметр рабочего давления достигает до 24 атмосфер;
  • распространённые габариты изделия (мм): высота — 380-590, ширина — 80 и толщина — 81-100;
  • обычный диапазон мощностей — от 82 Вт до 212 Вт;
  • вес одной секции: в пределах 1-1,47 килограмма;
  • максимальная температура теплоносителя в системе отопления, не должна превышать 110 градусов Цельсия;
  • объем жидкости в секции: 0,25-0,46 л;
  • срок службы (гарантия от производителя): минимум 10 лет.

Изделия делятся на два основных вида:

  1. Секционные батареи, собранные из нескольких одинаковых секций, надежно соединенных между собой. В каждой из них есть канал, по которому циркулирует вода, а ребра, излучающие тепло обогревают помещение. Секционные батареи являются наиболее популярными, поскольку стоимость таких радиаторов ниже. При возникновении поломки, достаточно заменить только поврежденную секцию, а при необходимости всегда можно добавить или убрать ребра.

Секционные батареи отопления

  1. Монолитные изделия представляют собой одну цельную конструкцию, которая не имеет отдельных секций. По внешним признакам эти радиаторы могут напоминать секционные аналоги, но отличия между ними очевидны. В монолитных устройствах нет соединительных стыков, за счет чего они способны выдерживать большее давление. От этого и сроки безотказной работы этих конструкции почти в два раза больше, чем у секционных. Но в случае протечки монолитное устройство придется менять полностью. В секционных изделиях достаточно будет заменить поврежденный элемент.

Биметаллический монолитный радиатор

Сборка батареи отопления

Прежде чем делать собственно монтаж батарей отопления, их нужно собрать.

От радиаторного крана откручиваем деталь с резьбовым соединением, на резьбу наматываем подмотку.

В качестве подмотки лучше всего использовать паклю вместе со специальной пастой Unipak, рассчитанной на высокие температуры:

Пакля для подмотки на резьбовые соединения системы отопления

Паста Unipak для достижения герметичности резьбовых соединений системы отопления

Можно также использовать фум-ленту или же паклю с краской. НО! Льняная пакля и паста Unipak — это лучший выбор, потому что паста не затвердевает, не высыхает, а потому не даёт гнить и пересыхать льну. В отличие от всяких там фум-лент… Пасту при намазывании не экономим!

Несколько слов ещё о намотке. Прежде чем наматывать паклю, наносим на деталь (на резьбовую часть) пасту, размазываем её равномерно по всей резьбе. Далее берём заранее приготовленную «косичку» пакли и наматываем её по ходу резьбы.

И далее на эту деталь с намоткой надеваем накидную гайку от крана и вкручиваем в пробку радиатора. Сначала закручиваем от руки, затем затягиваем ключом.

Точно так же вкручиваем в другие пробки кран Маевского и заглушку.

На радиаторных пробках можно установить стандартные прокладки, которые можно приобрести отдельно. Или же использовать намотку из пакли, как это рассматривалось выше. Второй вариант надёжнее.

Далее закручиваем пробки в радиатор.

Обратите внимание: две пробки идут с левой резьбой, а две с правой. На накидной гайке радиаторного крана есть кольцевое уплотнение, поэтому на него подмотка не требуется

Это кольцевое уплотнение ложится в фаску, которая имеется на резьбе крана, и соединение получается плотным

На накидной гайке радиаторного крана есть кольцевое уплотнение, поэтому на него подмотка не требуется. Это кольцевое уплотнение ложится в фаску, которая имеется на резьбе крана, и соединение получается плотным.

После вкручивания пробок в радиатор прикручиваются радиаторные краны:

Радиатор в сборе с радиаторными кранами

Сборка радиатора

Для получения позитивного результата, следует позаботиться о качестве прокладок для радиатора. Как правило, применяются паронитовые варианты, обладающие достаточной прочностью и долговечностью. Так же нужно проверить состояние ниппелей, особенно качество резьбы и целостность гнезд. На них не должно быть сколов, а нарезка обязана быть полной и равномерной.

Соблюдая последовательность действий, при должном внимании можно произвести сборку своими руками. Для этого потребуется:

Положить радиатор и подготовленные секции на ровную поверхность.
Секции сдвинуть и поставить между ними ниппели с прокладками.
Аккуратно начать закручивать ниппель. Так как у него с одной стороны левая, а с другой правая резьба, то при закручивании происходит одновременное притяжение секций друг другу. Зная эту особенность ниппеля, даже новичок поймет, как снять секцию с биметаллического радиатора. Достаточно покрутить его в обратную сторону, и секции отойдут друг от друга. Работа проводится специальным радиаторным ключом.
После того, как все ниппели вставлены и слегка прихвачены, их необходимо закрутить плотно, совершив одинаковое количество оборотов

Это важно, чтобы не получилось перекосов. Если было сделано 3 витка на одном ниппеле, то и на всех остальных производится такое же количество движения.

Понять, что сборка секций биметаллического радиатора была проведена правильно, можно только проведя соответствующий тест.

Расчет количества секций для радиаторов отопления

Корректный расчет секций биметаллических радиаторов отопления начинается с анализа помещения, где они будут установлены. Его основой является вычисление тепловых потерь в доме. Большая часть из них происходит через стены и окна.

Именно они должны стать основой для расчета количества секций радиатора отопления на помещение. Комфортная температура в комнате должна составлять 18-22°С. Исходя из этого выбирается тепловой режим работы отопления, и как следствие – параметры батарей.

Приблизительный расчет

Не всегда известен материал изготовления стен и характеристики утепления. В таком случае делается приближенный расчет количества секций чугунных радиаторов отопления. Для этого можно воспользоваться двумя методиками:

  • На 10 м² площади необходимо 1 кВт тепловой энергии;
  • На 1 м³ объема помещения система отопления должна генерировать 34 Вт.

В качестве примера можно рассчитать количество секций радиаторов отопления для комнаты площадью 20 м² со стандартной высотой потолков 2,55 м. В этом случае общий объем составит 51 м³. Предположим, что тепловая отдача одной секции составляет 160 Вт. Рассчитываем их количество:

  • По площади — 20м²*0,1кВт/0,16кВт=12,5 или 13 секций;
  • По объему – 51*0,34= 17.

Как видно, при расчете по последней методике количество секций существенно больше. Это объясняется нормативными требованиями.

Точный расчет

Для точного расчета максимального количества секций в радиаторе отопления нужно оперировать характеристикой теплопроводности материалов. Этот показатель определяет, какое количество тепла будет выходить из помещения через стены.

Сначала вычисляется общая площадь наружных стен и отдельно — оконных конструкций. Предположим, что первые занимают 2,55*5=12,75 м². Общая площадь окна при этом составляет 3 м². Тогда для расчета секций биметаллических радиаторов отопления узнаем, какие материалы применялись при строительстве дома. Чаще всего это строительный кирпич, коэффициент теплопроводности которого составляет 0,16 Вт/м*С.

Но для правильного расчета количества секций радиатора отопления на помещение следует узнать толщину стен. Это необходимо для вычисления сопротивления теплопередачи – коэффициента, обратного теплопроводности. В среднем толщина несущих конструкций составляет 0,6 м.

Вычисляем сопротивление теплопередачи для 1 м²:

0,6/0,16=3,75 м²*с/Вт

Исходя из этого тепловые потери для стены составят:

(1/3,75)*12,75=3,4 кВ

По этому же принципу вычисляем тепловые потери через оконные конструкции, беря среднее значение сопротивления теплопередачи 0,9 на 1 м²:

(1/1,9)*3=1,57 кВт

Итоговые тепловые потери в этом случае составят 3,4+1,57= 5 кВт. Эту цифру нужно взять за основу для корректного расчета количества секций чугунных радиаторов отопления, у которых удельная тепловая отдача в среднем составляет 200 Вт:

5/0,20= 25 секций

Это количество не является завышенным, так как по исходным данным стена не утеплена. Если же установить хотя бы 100 мм пенополистирола на наружную стену, то расчетное количество секций радиаторов отопления значительно уменьшится. Коэффициент теплопередачи пенополистирола составляет 0,015 Вт/м*с. Тогда тепловые потери будут состоять из суммы сопротивления теплопередачи стен и утеплителя:

(0,6/0,16)+(0,1/0,015)= 10,41 м²*с/Вт

(1/10,41)*12,75=1,22

1,22+1,57=2,77 кВт

2,77/0,2=14 секций

Как видно из расчета максимального количество секций в отопительном радиаторе — даже относительно небольшое утепление существенно уменьшает тепловые потери комнаты.

Ссылка на основную публикацию