Как разобрать биметаллическую батарею отопления?

Признаки загрязнения чугунной батареи

Так как после окончания отопительного сезона вода из системы сливается, и все лето она стоит сухой, это вызывает образование коррозии даже у самого устойчивого к ней металла. Долгие годы небольшие образования ржавчины не причиняют вреда теплосети и ее элементам, но со временем слои ржавчины становятся толще, изменяя качество и эффективность работы радиаторов.

Заметить, что требуется промывка чугунных батарей можно по нескольким признакам:

  • Если в отопительный сезон обнаруживается, что одна из секций или весь радиатор холоднее, чем остальные приборы, то это явный признак, что каналы в нем замусорены или сужены налетом ржавчины.
  • Когда температура стояка превышает нагрев батареи, это еще один признак, что горячая поступает в нее не в полном объеме.
  • В том случае, если во всей квартире батареи чуть теплые, не следует сразу ругать «нерадивых» работников теплосети. Нужно узнать у соседей, насколько горячие батареи у них. Если в их в квартире тепло, то следует подумать о том, как промыть чугунные батареи в условиях работы теплосети.
  • Еще одним явным признаком засорения может быть неравномерный нагрев батареи. Если это не воздушная пробка, что легко проверить, открыв кран Маевского, то значит, это накипь или мусор.
  • Случается так, что в одном радиаторе одна секция холодней другой. Это означает, что канал в этом месте засорен. Так как промывка чугунных радиаторов по отдельным секциям невозможна, то придется демонтировать всю конструкцию.

Это основные признаки, указывающие на то, что батареи нуждаются в чистке. Чтобы не доводить дело до таких крайностей, лучше проводить профилактическую промывку обогревателей, хотя иногда можно доверить этот процесс работникам теплосети перед началом нового отопительного сезона.

Как правильно очистить радиаторы отопления

  • Как промыть радиатор отопления в домашних условиях
  • Промывка систем отопления в частном доме

В жилых домах система отопления со временем начинает терять свою эффективность, что приводит к плохой теплоотдаче и некачественном прогреве помещения. Причина такого явления кроется в загрязнении батареи.

Схема подключения радиаторов отопления.

Вода высокой температуры, циркулирующая в системе отопления, оказывает химическое воздействие на внутреннюю поверхность радиаторов. Это приводит к образованию накипи. В процессе длительной эксплуатации трубопроводов, на их стенках образуется ржавчина.

Таким образом, в системе отопления циркулирует вода с частицами накипи, ржавчины и других механических частичек, которые засоряют батареи и препятствуют качественному обогреву помещения.

Причины для промывки батарей такие:

  1. Радиатор прогревается неравномерно: сверху горячий, а снизу холодный (и наоборот).
  2. Разогрев системы отопления занимает больше времени, чем раньше.
  3. Батареи отопления холодные, а подведенные к ней трубы — горячие.
  4. Увеличился расход энергоносителей.

Батареи отопления бывают чугунные и биметаллические. Способы промывки для них одинаковы, однако последние гораздо надежнее реагируют на химическую промывку. Преимущества биметаллических радиаторов еще и в том, что имея низкую шероховатость поверхностей, образование налета на них минимально, и их промывка производится намного эффективней. Этот факт значительно продлевает срок службы этих батарей, в отличие от чугунных.

Как вымыть радиаторы из чугуна и снова нам поможет химия

Какова причина загрязнения батарей? Качество воды на протяжении какого-то времени приводит к тому, что в системах обогрева садится много механических частичек. Очень маленькая проволочка и так далее одновременно с водой двигается по отопительным стоякам. В неотопительный сезон воду в большинстве случаев сливают. Это приводит к тому, что в трубах появляются очаги ржавчины.

Подача горячей воды под напором отшелушивает частицы ржавчины, и они тоже оседают на батареях. Да и сама вода, пускаемая в систему отопления, очень часто не считается чистой. Такое накопление очень разного мусора в чугунных отопительных системах приводит к тому, что они годами съедают отходы ржавчины, циркулирующие по системе и батарея забивается.

На протяжении какого-то времени это отражается на качестве обогревания. Даже при очень хорошем подогреве чугунных труб они возможны лишь тёплыми или слегка тёплыми, хотя стояк сам по себе горячий. Если подобное случается, это верный признак того, что система обогрева забита, и ее следует вычистить.

чистка прочистка промывка чюгунных батарей.радиаторов своими руками

Так как эта затрудненность не обходит стороной ни одного человека, рассмотрим, как вычистить радиаторы из чугуна

Если во внимание не брать вес объекта, работа по очищению далеко не тяжелая. Есть несколько вариантов того, как можно вычистить системы обогрева. Из нижеперечисленных вы можете подобрать себе идеальный вариант

Из нижеперечисленных вы можете подобрать себе идеальный вариант.

Почистить батарею от мусора можно при помощи кальцинированной соды, промывочные средства автомобильного отопительного прибора, молочной сывороткой, уксусной эссенцией и многими иными вариантами.

Очистка батарей из чугуна начинается с их демонтажа. При этом если они не имеют многих слоев краски, их можно разобрать на более очень маленькие части, чтобы было легче обращаться. Делать такую процедуру нужно в сезон, когда квартира не обогревается.

Один из вариантов состоит в том, что в горячую воду насыпают обыкновенную кальцинированную соду и заливают в отопительную систему. При этом на двоих концах системы обогрева следует установить заглушки. Батарею можно взболтать и через короткое время, ориентировочно один час, постучать по периметру древесным молотком, чтобы приставшая к стенкам коррозия отделилась.

Дальше открываем одну заглушку и подводим шланг, заранее совмещённый с водомерным узлом. Открываем вторую заглушку и открываем кран. Сразу делаем большой напор, чтобы под давлением побольше ржавчины вышло из батареи. Если у вас в распоряжении есть нагнетатель воздуха, воспользоваться можно им для создания большего давления.

Промывание батарей из чугуна может быть выполнена средством, приготовленным для промывки отопительного прибора автомобиля. Перед тем как залить средство в отопительную систему, на инструкции следует прочесть дозировку для конкретного объема и исполнять ее.

Итак, вливается средство и добавляется горячая вода, однако не заполняется батарея полностью. На протяжении 2-ух часов части батареи необходимо шевелить с интервалом 10 минут. По окончании данного времени отопительный прибор промывается водой крепким напором и в не малом количестве, чтобы не осталось коррозийных частичек.

А как очистить чугунную батарею молочной сывороткой? Сыворотка заливают в батарею, и, как и при очистке кальцинированной содой, система обогрева простукивается и переворачивается, чтобы сыворотка взбалтывалась. Кислота, содержащаяся в сыворотке, разъест ржавчину и очистит вашу отопительную систему от нее.

Чтобы в последующем сделать меньше кол-во ржавчины на батареях, можно перед входным отверстием отвести маленькой кончик трубы с заглушкой и приставить к нему магниты. Магнит будет притягивать ржавчину, и остается только иногда открывать заглушку на конце трубы для снимания коррозийных частичек.

Разборка чугунных радиаторов отопления

Разборка чугунных радиаторов порой становится процессом очень трудоемким, но необходимым.

Схема разборки чугунных радиаторов отопления: а — захват ниппелями резьбы секций на 2-3 нитки резьбы; б — доворачивание ниппелей и стыковка секций; в — подсоединение третьей секции; г — группировка двух радиаторов; 1 — секция; 2 — ниппель; 3 — прокладка; 4 — короткий радиаторный ключ; 5 — ломик; 6 — длинный радиаторный ключ.

Новый или старый радиатор кладется на ровное место. Хотя бы с одной стороны нужно снять обычные футорки или глухие — заглушки. На разных секциях радиаторов они могут быть с левой или правой резьбой. Обычно чугунные футорки имеют правую резьбу, заглушки — левую. Если навыков разборки нет, и имеется свободная секция, лучше узнать, прежде чем прикладывать силу, какого вида эта резьба и в какую сторону следует вращать ключ. Если резьба левая, при разборке чугунных батарей вращать ключ нужно по ходу часовой стрелки.

Как и при откручивании любых гаек, сначала нужно «сорвать» футорки с места, т.е. провернуть их на четверть оборота с обеих сторон батареи. Затем футорки выкручиваются так, чтобы между секциями образовался зазор в несколько миллиметров. Если отпустить футорки больше, вся конструкция начнет изгибаться под собственным весом и за счет прилагаемых усилий. При этом резьбу может заклинить. Чтобы этого не произошло, на разбираемую батарею должен встать помощник, который будет своим весом препятствовать изгибу.

Обычно разборка старых радиаторов отопления затруднена тем, что футорки и секции «прикипели». Для того чтобы разобрать такую батарею, придется применить автоген или паяльную лампу. Место соединения прогревается круговыми движениями. Как только оно будет достаточно разогрето, футорки выкручиваются. Если с первого раза выкрутить не удалось, действия повторяются.

Если не хватает сил, чтобы разобрать батарею, нужно увеличить длину ключа. Применяется обычная труба, которая служит рачагом.

Аналогично выкручиваются встраиваемые ниппели для развоздушивания чугунных радиаторов.

Если рассмотренными способами разобрать чугунную батарею не удалось, остается его разрезать болгаркой или автогеном или разбить в лежачем положении кувалдой. Разбить или разрезать нужно аккуратно одну секцию. После этой операции, возможно, ослабнет сцепление между секциями, батарею удастся разобрать, оставшиеся секции сохранить.

Применение «жидкого ключа» или жидкости WD эффекта не дает, так как в старых чугунных батареях футорки герметизировались льном и краской, и жидкости не попадут на резьбу.

Расчет необходимой теплоотдачи по площади помещения

Тепло, передаваемое батареей воздуху помещения, должно компенсировать его теплопотери. В упрощенном виде это значит, что на каждые 10 кв.м площади помещения следует устанавливать радиаторы с тепловой мощностью примерно 1 кВт. Подробнее методиках расчета батарей отопления.

В реальности этот показатель увеличивают дополнительно еще на 15% или полученную мощность батарей умножают еще на коэффициент 1,15

Это очень приблизительный способ, который применяется при высоте потолков в помещении не выше 2,7 м. Вдобавок этот способ не учитывает количество окон и тип стеклопакетов, количество наружных стен и их толщину, климатическую зону.

Расчет количества секций чугунного радиатора

Мощность радиатора принято выражать мощностью одной секции. Чугунные батареи собираются из отдельных секций. Каждая секция имеет мощность приблизительно 0.15 кВт (или 150 Вт). Значение может незначительно изменяться в зависимости от геометрии секции.

Мощность каждой отдельной секции прямо пропорциональна её площади поверхности. Для любых типовых чугунных изделий значение площади одинаково.

Обычная комната площадью около 15 кв.м, потребует 10 чугунных секций. Каждое дополнительное окно — это еще 1 или 2 дополнительные секции. Если площадь помещений больше 20 кв.м, лучше установить 2 батареи с суммарной мощностью.

Стандартную мощность приборов нужно пропорционально увеличивать в случае, если высота потолка превышает 3 метра. Например, для потолка 3,1м, требуется произвести вычисление 3,1/3*120=124Вт.

Популярные методы

Поскольку батареи отопления могут быть совершенно разными по своему устройству (от традиционных чугунных «гармошек» до биметаллических или алюминиевых, имеющих внешние ровные поверхности и хитроумное расположение планок внутри), приходится применять различные ухищрения, чтобы удалить пыль и грязь между секциями.

Механические

Самое простое — воспользоваться пылесосом со специальными узкими насадками, которые можно просунуть в отсеки радиатора. Это особенно эффективно, если батарею чистить каждый раз при очередной уборке, чтобы в ней не успевали накопиться более сложные загрязнения, помимо пыли. Цивилизованно решить вопрос с чисткой радиатора можно, если импользовать специальную щетку, предназначенную для этих целей. Она позволяет делать как сухую, так и влажную уборку батареи.

При большом скоплении пыли можно воспользоваться феном. За батарею нужно поместить мокрую тряпку, лучше всего хлопчатобумажную (подойдет старая наволочка или пеленка), и продуть радиатор сильной струей воздуха. Это позволит быстро избавиться от загрязнений между секциями, и пыль при этом не разлетится по всей комнате.

Основательная очистка может потребовать применения кипятка. Необходимо взять чайник с только что закипевшей водой, тряпки, ведро и поддон (можно приспособить под это противень из печи), затем следует пролить батарею кипятком. Воду, накопившуюся в результате этой процедуры в поддоне, остается перелить в ведро, а оттуда в унитаз. Саму батарею лучше протереть губкой, чтобы на ней не осталось потеков.

Для мытья внутри радиатора могут пригодиться ершик или кисточки для покраски, имеющие загнутый ворс и длинную ручку. Также подойдет обычная узкая кисточка, к ручке которой скотчем или изолентой приматывается линейка. С помощью такого нехитрого устройства можно добраться в наиболее отдаленные закутки прибора отопления.

Если в доме имеется парогенератор, он отмоет от грязи самые неудобные места в батарее, а заодно и продезинфицирует всю поверхность внутри и снаружи. В случае такого решения проблемы лучше очень тщательно защитить пол и стены от влаги, иначе можно испортить обои и напольное покрытие.

Химические

Для мытья батареи-гармошки на кухне лучше воспользоваться средствами бытовой химии — там обычной водой не обойтись, поскольку специфическая жирная кухонная грязь смывается с большим трудом. Радиатор можно тщательно опрыскать соответствующим составом из пульверизатора и оставить отмокать. Неплохо, например, растворить в воде несколько капель средства для мытья посуды. Под прибор лучше заранее подложить тряпку, чтобы жидкость не натекла на пол. Затем губкой или тряпкой остается смыть образовавшийся налет.

Разборка алюминиевого и биметаллического радиатора

Перед тем как разобрать батарею отопления, подготовьте необходимые инструменты.

Это — основной инструмент, который используют при сборке/разборке радиаторов отопления

На поверхности ключа нанесены несколько насечек. Расстояние между ними соответствует ширине секции радиатора. Вставив ключ внутрь батареи, и сосчитав количество насечек, вы легко найдёте ниппель нужной секции.

Перед тем, как разобрать батарею отопления, необходимо сориентироваться с направлением вращения ключа. Радиатор укладываем на ровную горизонтальную поверхность лицевой стороной вверх. Справа будет правая резьба, а с левой стороны-левая. Чтобы не запутаться, можно поступить проще: берём гайку и наживляем поочерёдно справа и слева, а потом делаем вывод, в какую сторону вращать ключ.

Резьба на ниппель-гайке может быть правой или левой, потому перед тем, как разбирать радиатор, определяем в какую сторону нужно крутить

Делаем два полных оборота и переставляем ключ в нижнюю часть радиатора. Повторяем операцию, вращая ключ в том же направлении. Откручиваем на 2 оборота ниппель и здесь. Опять вынимаем ключ и повторяем процедуру для верхней части. Так поочередно откручиваем секцию полностью. Это делается для того, чтобы не было перекосов.

Собираем в обратной последовательности. Секции располагаем на ровной поверхности (подходящих размеров стол или просто кладём на пол). Если радиатор не новый, откручиваем торцевую заглушку и кран Маевского.

Перед монтажом следует хорошо исследовать резьбы и пазы, они должны быть качественными, без сколов и перепадов. На монтируемой секции для пробы «прогоняем» резьбу вкручивая-выкручивая ниппель

Здесь нужно обратить внимание на то, что перед резьбой под слоем заводской краски может находится прокладка. Потрите слегка торец мелкой наждачной бумагой, если она там обнаружится, то её нужно аккуратно срезать ножом с острым лезвием

Так алюминиевый радиатор выглядит в разрезе

Перед тем, как добавить секции радиатора отопления, обязательно зачищаем торцы до гладкой поверхности. Снимаем даже заводскую краску. На торцах радиаторов она не нужна, а только будет способствовать раннему проявлению течей. Под краску рано или поздно начнет просачиваться теплоноситель. В случае с незамерзающими жидкостями это произойдет очень скоро, если используется в системе вода, то не очень, но произойдет обязательно.

Для лучшей герметичности торцы потом нужно обезжирить (можно бензином).  Обезжиривают также и прокладки, но их нужно вымыть обычным мыльным раствором. Для системы, которая будет заполняться водой обезжиривание — необязательная процедура, а для систем, которые будет работать на антифризах ее проводить нужно. Антифризы имеют большую текучесть и просачиваются в самые мельчайшие поры. После того, как все высохнет начинаем собирать алюминиевые радиаторы.

Затем наживляем на пол-оборота обе ниппель-гайки. Сверху на ниппель одеваются термостойкие паронитовые (силиконовые) прокладки для герметизации стыков. Теперь берём секцию, которую нужно прикрутить и плотно приставляем к гайкам, проверяя плотность их прилегания. Далее, вставляем ключ в верхнее отверстие и закручиваем на 1-2 оборота.

Секции откручиваем постепенно, на один -два оборота гайки то снизу, то сверху

Закручиваем настолько, насколько хватит сил. Только после ручной затяжки можно пользоваться рычагом. Это нужно делать в два этапа на каждом ниппеле. Чрезмерных усилий лучше не прикладывать при финальной затяжке ниппелей, поскольку можно легко сорвать резьбу: алюминий  мягкий металл, не забываем.

Если секция собрана полностью, на неиспользованные отверстия с одной стороны накручиваем заглушку, а с другой — кран «Маевского» (для выпуска воздуха из системы).  Теперь вы знаете, как собрать секции радиатора отопления и при необходимости сможете дорастить несколько секций.

Поэтапное описание демонтажных работ

Пару слов о том, когда может понадобиться разборка батареи отопления:

  • В случае замены старого радиатора на новый, имеющий большую производительность и лучший внешний вид.
  • При потребности в добавлении дополнительных секций для батареи.
  • При необходимости замены отдельной секции или прокладки, давших течь.

Инструкция начинается с подготовки необходимых инструментов:

Шаг №1: подготовка инструментов

Фото ниппельного ключа

Образец газового ключа

Совет: ниппельный ключ с учётом того, что он в хозяйстве нужен очень редко, а цена его не самая низкая, рекомендуется не покупать, а брать в прокат. Это позволит сэкономить семейный бюджет.

Шаг №2: отсоединение батареи

Перед тем, как разобрать алюминиевый радиатор отопления или чугунный, необходимо его отсоединить от системы обогрева. Для этого в обязательном порядке необходимо отключить отопление и слить со стояка воду, иначе вы попросту затопите помещение и получите ожоги.

Совет: рекомендуется перед началом демонтажа застелить пол под батареей плёнкой, тряпками или хотя бы газетами, чтобы избежать попадания на него остатков жидкости, которая может оказаться в контуре даже после слива стояка.

Далее в зависимости от сложности можно выделить три ситуации:

  1. Полипропиленовые трубы. В этом случае муфтовое соединение, как правило, скручивается голыми руками, не доставляя никаких трудностей.
  2. Стальные новые. Приложив некоторые усилия, вы, скорее всего, сможете раскрутить сгоны на входе и выходе батареи с помощью газового ключа.

Отсоединение новых стальных труб

  1. Старые стальные или чугунные трубы . Сначала пробуем, сняв краску с места стыковки паяльной лампой и металлической щёткой, пробуем раскрутить соединение так, как описано в предыдущем варианте. Но в долго проработавших системах чаще всего это не даёт результата, и тогда просто срезаем сгон «болгаркой» или автогеном.

Порезка старых сгонов с использованием «болгарки»

После отсоединения батареи от труб снимаем её с крюков и укладываем на ровную плоскость.

Шаг №3: разборка радиатора

Схема отсоединения секций батареи

Отрезок трубы или ломик

Батарея может быть чугунной, алюминиевой или биметаллической.

Наиболее сложным вариантом для разбора является первый из перечисленных, с него и начнём:

  1. Как разобрать чугунный радиатор отопления собственными силами:

Осторожно, проверяем ход резьбы на футурках или заглушках, который может быть как левым, так и правым. Вставляем ниппельный ключ внутрь, усиливаем его крутящий момент с помощью отрезка трубы или ломика

Срываем резьбу, прокручивая инструмент на четверть оборота сначала в верхней части, а затем в нижней. Затем также попеременно продолжаем откручивать ниппели, чтобы радиатор не перекосило. Основной проблемой старых батарей является то, что футорки могут прикипеть в процессе долгих лет эксплуатации и не поддаваться ключу. В таком случае место соединения необходимо прогреть круговыми движениями паяльной лампой, после чего снова попробовать открутить ниппель

Процедуру повторяем до тех пор, пока резьба не поддастся. Если же всё равно ничего не выйдет, то придётся резать автогеном.

Разобранная старая чугунная батарея отопления

  1. Давайте выясним, как разобрать биметаллический радиатор или алюминиевый? Процедура практически аналогична вышеописанной, но имеет несколько отличий:
    • Используется ниппельный ключ меньших размеров.
    • Не требуются столь большие усилия при откручивании ниппелей.
    • Заглушки и футуроки обладают маркировкой направления резьбы в виде букв S и D, где первая обозначает левый ход, а вторая – правый.
    • Металлические прокладки, находящиеся между секциями, протираются, шлифуются и хранятся до последующей сборки батареи.

Разборка алюминиевой батареи

После осуществления описанных задач вы можете заменить давшую течь деталь, добавить секцию или вообще установить новый радиатор на место старого.

Прочистка батарей при помощи специальной аппаратуры

Прочистку чугунных батарей без снятия с места, можно провести при помощи специальной аппаратуры. Следующая комплексная техника предназначена для бытовых нужд:

  • пневмопистолет «Тайфун»;
  • прибор для электрогидроимпульсного воздействия ЗЕВС-24;
  • аппарат для очистки Крот-Мини.

Пневматический пистолет «Тайфун»

Промывка батареи пневмопистолетом «Тайфун»

Оборудование отличается компактностью и простотой в обращении. Оно используется для выполнения точечного воздействия на засорения в водопроводных и канализационных трубах диаметром до 150 мм. Суть процесса состоит в гидравлическом таране для удаления затвердевших отложений со стенок оборудования и прилегающих стояков ударной волной со скоростью 1,5 км/ч, которая распространяется на расстояние до 60 метров.

Пневмопистолет «Тайфун» в работе

Такая очистка отопительной системы позволяет начисто удалить загрязнения, которые не поддаются обычной гидравлической промывке.

«Тайфун» незаменим как инструмент сантехника для проведения прочистки засорений в различных труднодоступных местах. В зависимости от комплектации и веса аппарат имеет 6 модификаций и следующие показатели:

  • внутренний диаметр очистки до 150 мм;
  • максимальную дальность стрельбы до объекта воздействия 60 м;
  • специальную конструкцию клапана для осуществления кинетического тарана;
  • манометр на корпусе;
  • возможность ручного накачивания.

Комплексная промывка батарей отопления

Как правило, «Тайфун» используется в комплексе с автоматической установкой ЗЕВС-24 и аппаратом очистки труднодоступных объектов Крот-Мини.

Установка ЗЕВС-24

ЗЕВС-24 имеет небольшие габариты и достаточную мощность для разрушения затвердевших, крепко прилипших к внутренним стенкам приборов отопления, внутренних и наружных сетей водоснабжения и канализации. Суть его работы основывается на электрогидроимпульсном воздействии на твердые загрязнения в трубах диаметром от 7 до 150 мм. Электрический разряд, создаваемый аппаратом, приводит к возникновению ударной волны и мощных гидродинамических потоков, воздействующих на затвердевшие засорения, накипь и отложения.

Процедура гидропневматической промывки радиаторов (батарей) отопления

  • разрушение засоров любой прочности;
  • сохранность очищаемого оборудования;
  • очистка труднодоступных гнутых и спиралевидных труб;
  • износостойкость материалов изготовления;
  • защитное отключение на вилке.

Аппарат Крот-Мини

Аппарат имеет следующие преимущества:

  • возможность работы с различными барабанами и спиралями диаметром от 6 до 13 мм;
  • легкая процедура замены барабана;
  • для облегчения работы распределяющая труба расположена внутри барабана;
  • автоматическая подача спирали;
  • прочная и гибкая спираль из закаленного стального троса, обвита закаленной стальной проволокой;
  • большой крутящий момент позволяет удалять стойкие загрязнения;
  • стандартная комплектация состоит из 4 разных насадок, позволяющих выполнять полную прочистку труб и удаление посторонних предметов;
  • для использования во влажных помещениях аппарат комплектуется УЗО.

Промывка батарей отопления аппаратом Крот-Мини

Каким путем обеспечить теплоту и уют в своем жилище зависит от выбора и предпочтений каждого. Можно продлить жизнь старого оборудования или заменить на новое, более современное.

Когда надо чистить радиаторы отопления

Основным показателем уровня комфорта является температура в помещении. По установленным нормам минимальный её показатель для квартир и жилых домов составляет 18°C, однако многие начинают чувствовать уютно лишь тогда, когда этот показатель достигает отметки 21°C, а может и того выше. Что же делать, если температура в квартире, ниже установленных норм, а представители коммунальных служб утверждают, что тепло подаётся ими в полном объёме. Вероятнее всего, что так оно и есть, просто в вашей квартире забились радиаторы – проблема, с которой приходится встречаться довольно часто. О том, что ваши радиаторы требуют промывки, говорят следующие факторы:

  • пробуя стояк отопления, вы вдруг обнаруживаете, что его температура гораздо выше, чем температура радиаторов отопления;
  • в одной комнате радиаторы работают с максимальной отдачей, а в другой они еле тёплые или совсем не греют;
  • в квартире ваших соседей по стояку тепло, а вы не перестаёте жаловаться на качество отопления в вашей квартире;
  • радиатор отопления в верхней его части слегка тёплый, а низ его холодный;
  • секции радиаторов прогреваются не одинаково.

Если хотя бы один из этих симптомов обнаружен, то необходимо приступать к «лечению» ваших радиаторов.

Это можно сделать разными способами, но делать это необходимо, так как платить за отопление всё равно придётся. А за что платить, зададите вы себе вполне логичный вопрос. Таким образом, не откладывая в долгий ящик, проблему надо решать. Если вы ещё не знаете, как промыть радиатор отопления, то рекомендуем пообщаться со специалистами, или внимательно прочитать эту инструкцию.

Пневмоимпульсная очистка радиатора

Как самостоятельно промыть батареи

Понадобятся инструменты для демонтажа и последующей установки батарей, ванна и старые тряпки. Самый простой и надежный способ:

Подготовьте ванну: закройте дно и стенки ветошью, чтобы во время промывки радиатора не ободрать эмаль. Лучше всего использовать чугунную или стальную ванну. Акриловая может быть безнадежно испорчена. Слив защитите специальной сеткой, это поможет избежать засорения канализации.

Демонтируйте радиатор и перенесите в ванну. Снимите со смесителя лейку или наденьте шланг на кран и под напором промойте радиатор. Чтобы грязь лучше отслаивалась, батарею нужно периодически встряхивать и поворачивать.

Промывать следует до того момента, пока из радиатора не потечет чистая вода. Если засоры не вымываются, нужно прочистить каналы длинной проволокой.

Демонтаж батареи для промывки

Централизованная и индивидуальная промывка батарей

Есть два способа чистки радиаторов – индивидуальная и централизованная (общая) промывка. Первый вариант – единственно возможный для частных домов и квартир с автономным отоплением. Для чистки придется снимать, а потом заново устанавливать радиаторы. Достоинство этого метода – минимальные финансовые затраты.

Централизованную промывку проводят только в многоквартирных домах. Это эффективный метод чистки, но он сопряжен с расходами и требует согласия всех соседей. Существенный плюс – не приходится демонтировать отопительные приборы.

Для промывки можно использовать специальное оборудование

Как проводится централизованная промывка

Процедуру проводят работники коммунальных служб и некоторые строительные компании. Они используют метод гидропневматической промывки. Суть технологии заключается в следующем. Вода под напором подается в стояк. Поскольку компрессоры работают с определённой периодичностью, вода в системе смешивается с воздухом. Смесь поступает в приборы отопления в квартирах, и пузырьки воздуха «отбивают» частицы мусора, скопившиеся на стенках каналов радиаторов. Грязь постепенно вымывается.

Такая чистка дает хороший результат, но организационные вопросы отнимают силы и время, поэтому большинство людей предпочитают снять батареи и промыть их самостоятельно. Это быстрее, дешевле и не требует предварительного согласования с соседями и коммунальщиками.

Схема подключения спецоборудования для химической прочистки

Инструменты и материалы для покраски радиаторов

Большое значение имеют инструменты, составы, применяемые при подготовке радиатора. Специальная щётка, насаживаемая на дрель, обеспечит оптимальную обработку батареи. Смывочные растворы тоже действуют эффективно: их хорошо наносить на всю сухую поверхность радиатора малярной кистью, а после этого укутать его плёнкой. Краска размягчится и удалится легко уже через час, можно даже не применять дрель – достаточно обычного шпателя. Преимущество специальных смывок в их безвредности для металла, они разрушают только слои краски.

После того, как от старой краски не осталось следов, поверхность нужно обработать наждаком, обязательно обезжирить. Для этого подойдёт любой слабощелочной раствор, уайт-спирит. На заключительном этапе подготовки на радиатор наносят слой антикоррозийной грунтовки. После выполнения всех этих действий, можно быть уверенным: поверхность готова, краска превосходно с ней сцепится, будет надёжно и долго держаться.

Инструменты для разбора чугунного устройства

Их перечень состоит из:

  1. Радиаторного ключа.
  2. Зубила.
  3. Молотка.
  4. Небольшой кувалды.
  5. Щетки с металлическим ворсом.
  6. Паяльной лампы.
  7. Сантехнического ключа №2,3. Им нужно раскручивать боковые пробки или заглушки.

Во многих случаях радиаторного ключа нет. Ситуацию осложняет и то, что его практически невозможно найти в строительных магазинах. На рынках, конечно, он есть. Также такой ключ обязательно имеют сантехники.

Сам ключ является круглым металлическим прутком. который в диаметре равняется 18 мм. Один его конец расплющен и напоминает лопатку. Она имеет размеры 28х40 мм. Толщина 6 мм. На другом конце находится приваренное кольцо. В него нужно вставлять рычаг. Что касается длины ключа, то она должна превышать половину длины радиатора на 30 см.

https://youtube.com/watch?v=CFOkZ07OeYE

Также нужно подготовить несколько досок. Вместо них могут подойти чурки. На них будет ставиться батарея перед разборкой.

Как промыть чугунные батареи отопления

Эффективность работы чугунных батарей отопления, уменьшение их теплоотдачи зависит от многих факторов, в том числе от чистоты внутренних полостей. Высокая температура теплоносителя способствует накоплению накипи на стенках секций. От периодического слива-наполнения радиаторы могут высыхать, что приводит к коррозии. Частицы окалины, ржавчины, других механических примесей, попадающих внутрь из-за плохой фильтрации воды, смешиваются с теплоносителем и засоряют батареи и трубы. Как результат – снижается качество обогрева, увеличивается расход топлива.

Хорошо помогает справиться с такой проблемой периодическая промывка чугунных батарей своими руками. Эту работу действительно можно выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи каких-либо фирм. К выполнению чистки следует подготовиться и соблюдать последовательность.

Признаки, по которым можно понять, что настала необходимость чистить приборы отопления:

  • Неравномерный прогрев радиатора. При нормальных давлении и температуре в сети, отсутствии завоздушивания, верх батареи горячий, а низ холодный. Или наоборот. А также при горячих подводящих трубах – радиаторы едва теплые.
  • Система отопления прогревается за больший период времени, чем обычно.
  • Явным симптомом наличия больших загрязнений в батарее служит увеличение расхода энергоносителя.
Ссылка на основную публикацию