Как правильно выбрать запорную арматуру

Функциональность каждого устройства

Балансировочные вентили крепятся в районе выхода батареи. Их можно установить в начале стояка или в самом начале ветки. Чаще всего, специалисты монтируют элементы на обратной стороне магистрали.

Процесс установки запорно-регулирующей арматуры может меняться в зависимости от числа батарей. Как правило, монтаж таких элементов проводят с использованием автоматических регуляторов перепада давления. Их устанавливают вместе с вентилями и соединяются при помощи капиллярной трубки.

Каждый прибор выполняет конкретную функцию. Устройство, указанное первым в перечне выше, обеспечивает расход носителя тепла на стояк или ветку магистрали, а второй элемент следит за данным показателем, в соответствии с работой радиаторных термостатов.

Последний элемент представляет собой арматуру для радиаторов. Термостатический клапан регулирует объем горячей воды, проходящей по батарее. Проток зависит от температуры в комнате. За счет автоматики использовать прибор проще простого.

Установка запорной арматуры на водопроводе

Монтаж запорной арматуры на водопровод должен быть организован таким способом, чтобы обеспечить быструю замену или ремонт устройства, перекрывающего поток жидкости. То есть соединение труба-арматура должно быть разборным.

И такой тип монтажа могут обеспечить только две технологии:

  • Сборка узла на резьбовую пару, поджимаемую контргайкой
  • Сборка узла на фланцевое соединение, фиксируемое болтами

Причем конкретный тип соединения зависит от типа трубопровода. Так, в водоводах низкого и среднего давления (от одной до 100 атмосфер) практикуется монтаж на резьбовую пару сгон-корпус. А в водопроводах высокого давления (более 100 атмосфер) используют только фланцевое соединение. И далее по тексту мы рассмотрим оба варианта более подробно.

Резьбовой монтаж

Резьбовой монтаж арматуры на трубопровод предполагает следующий порядок действий:

  • На резьбовые сгоны предыдущей и последующей трубы накручивают контргайки
  • Далее, сгоны двух труб, одновременно или последовательно, вкручиваются в корпус запорного устройства. Причем место монтажа должно быть уплотненно либо специальной лентой, либо органическим уплотнителем – паклей.
  • После того, как трубы будут вкручены в корпус на участок сгона между контргайкой и торцом корпуса накручивают еще один слой уплотнителя.
  • После монтажа дополнительного слоя его поджимают к корпусу контргайкой.

В итоге, получается достаточно прочное и герметичное соединение, способное выдержать давление до 100 атмосфер.

Фланцевый монтаж

Фланцевый монтаж возможен только в том случае, если на торцах трубы и корпуса будут обустроены особые кольца. Причем в корпус арматуры эти кольца закладывают еще на этапе проектирования устройства, а на торец трубы фланцевое кольцо монтируют дуговой сваркой.

После обустройства фланцев монтаж арматуры на трубопровод выполняется следующим образом:

  • Между фланцем трубы и арматуры помещают уплотнительную прокладку. После чего фланцы затягиваются монтажными болтами.
  • Аналогичная операция повторяется и с другой стороны.

Как видите – фланцевый монтаж это очень простая операция, которая гарантирует не только герметичное, но и высокопрочное соединение трубы и корпуса арматуры. Поэтому данный тип монтажа практикуют в трубопроводах, работающих под высоким давлением.

Арматура для полиэтиленовых труб

Как и в металлопластиковых трубопроводах, арматура для полиэтиленовых труб используется в напорных и безнапорных системах. Самый широкий ассортимент у соединительных элементов для зажимного, сварного или фланцевого соединения. Сварное соединение полиэтиленовых изделий считается самым надежным, герметичным, составляет единое литое тело.

Регулировка движения потока среды данных трубопроводов осуществляется с помощью полиэтиленовых (ПНД) или латунных кранов, вентилей, заслонок, рассчитанных на давление до 16 атм и температуру потока 45 — 80оС (горячее водоснабжение), не подверженных коррозии. Шаровые краны, выполненные полностью из полиэтилена, могут подвергаться деформации при несоблюдении температурного режима.

Related Posts via Categories

  • Как рассчитать площадь поперечного сечения арматуры всех типов?
  • Сколько весит 1 метр строительной стержневой арматуры различных видов
  • Длина стержневой арматуры – все возможные варианты, регламентируемые ГОСТами
  • Линейная арматура – качественный монтаж линий электропередач гарантирован!
  • Немерная арматура – оптимальный вариант для малоэтажного строительства!
  • Марки и классы строительной стержневой арматуры и проволоки для армирования
  • Муфтовая арматура, что это такое и для чего используется
  • Анкеровка арматуры в бетоне – сложная, но важная операция
  • Горячекатаная арматура – ГОСТ и весь цикл жизни изделия
  • Вес и особенности стальной рифленой арматуры А3 и других классов

Запорно-регулирующая арматура (общие сведения и виды)

Рейтинг:   / 5

Подробности
Родительская категория: Статьи
Категория: Трубопроводная арматура

  Запорно-регулирующая арматура (общие сведения и виды)

Управление потоками в трубопроводных системах, линиях и участках осуществляется с использованием устройств, объединенных общим названием трубопроводная арматура. К арматуре относят и соединительные элементы трубопроводов — фланцы, тройники, муфты и т.д.

Запорно-регулирующей (трубопроводной) арматурой называются устройства, предназначенные для перекрытия или распределения потока среды, регулирования различных параметров технологических процессов (давления, напора, температуры, количества подаваемого вещества и т.д.). Регулирование технологических процессов осуществляется за счёт изменения расхода транспортируемой среды.

Трубопроводная арматура монтируется на трубопроводах, ёмкостях и других агрегатах в которых необходимо отключать, распределять или регулировать потоки транспортируемых либо используемых сред.

По функциональному назначению трубопроводная арматура делится на виды, основными из которых являются (согласно ГОСТ Р 52720-2007 Арматура трубопроводная промышленная.):

  • запорная арматура,
  • регулирующая арматура,
  • запорно-регулирующая арматура,
  • защитная арматура,
  • предохранительная арматура,
  • смесительная арматура,
  • фазоразделительная арматура.

Запорная арматура

Как уже понятно из названия запорная арматура предназначена для полного перекрытия потока среды в трубопроводе. Это самый распространённый тип трубопроводной арматуры. Более 80% всей арматуры является запорной.

Регулирующая и запорно-регулирующая арматура

Регулирующая арматура предназначена для поддержания необходимых значений определённых параметров технологических процессов путём регулирования расхода рабочей среды. Основными регулируемыми параметрами является температура, давление, состав и концентрации веществ, участвующих в процессе. По конструкции она сходна с запорной и нередко одни и те же типы и даже марки трубопроводной арматуры могут и используются и в качестве регулирующей, и в качестве запорной арматуры.

Также к регулирующей арматуре относится и дроссельная (дросселирующая) арматура, предназначенная для значительного снижения давления среды и работающая в условиях больших перепадов давления.

Предохранительная и защитная арматура

Предохранительная и защитная арматура предназначена для исключения негативного воздействия на оборудование рабочей среды в случае превышения допустимых значений давления или направления потока рабочей среды.

Различие между предохранительной арматурой и защитной арматурой заключается в том, что при возникновении аварийного состояния параметра среды предохранительная арматура открывается для выпуска избыточного количества рабочей среды, а защитная закрывается, отсекая защищаемый участок от остальной части трубопровода, что предохраняет его от недопустимых воздействий.

Смесительная арматура

Распределительно-смесительная арматура, предназначенная для распределения потока рабочей среды по определенным направлениям или для смешивания потоков среды, используется в основном в системах отопления, для достижения требуемой температуры теплоносителя, путём смешивание поступающей и обратной воды.

Фазоразделительная арматура

Фазоразделительная арматура предназначена для автоматического разделения рабочих сред в зависимости от фаз и состояния этих сред.

Соединение арматуры с трубопроводом может осуществляться с помощью муфт с внутренней резьбы, цапок на наружной резьбе с уплотнением, ниппеля, с помощью фланцев или сварки.

Сварка является одним из самых надёжных способов соединения элементов трубопроводной системы, кроме того, при использовании арматуры высокого давления сварное соединение становится единственно возможным.

Фланцы представляют собой плоское кольцо или диск с отверстиями для болтов и шпилек, производят их в основном, из углеродистых, легированных и нержавеющих сталей и других металлов. Фланцы в виде отдельных деталей чаще всего приваривают или привинчивают к концам соединяемых деталей, хотя часто фланец может быть частью самой детали или трубы.

Испытания на герметичность трубопроводной арматуры, на прочность корпуса, узлов, деталей — проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям необходимо производить перед установкой на трубопровод. В идеале этим должен заниматься поставщик продукции, предоставляющий гарантию качества своей продукции.

Предназначение и применение запорной арматуры

Комплектующие для тепловых сетей обеспечивают управление системами теплоснабжения во время их эксплуатации. Для систем тепловых сетей они необходимы, чтобы перекрывать потоки тепла, для спускания воды и выпускания воздуха.

Классификация устройств для тепловых сетей осуществляется по следующим видам:

  • Запорные;
  • Регулирующие;
  • Предохранительные;
  • Защитные.

Запорно-регулирующие используются в промышленности для того, чтобы перекрывать потоки пара, жидкости и газа на магистралях и обеспечивают необходимую степень герметичности.

Запорная арматура из нержавеющей стали для пара предназначается для перекрывания потоков пара в паропроводах, она применяется при высоких температурах.

Запорная арматура из нержавеющей стали

Запорная и регулирующая арматура являются неотъемлемой частью систем отопления. Комплектующие предназначены для тепловых сетей, чтобы была возможность отключения магистралей и ответвлений между ними, секционирования распределительных тепловых сетей во время ремонта и промывки теплотрасс.

Регулирующая арматура предусмотрена для контроля расхода, давления, температуры. Предохранительная, в свою очередь, защищает теплотрассу от высокого давления. Защитная арматура используется для защиты тепловых сетей при повышении параметров теплоносителя. Согласно нормативным документам для тепловых сетей используется стальная арматура.

Сантехническая нержавеющая запорная арматура используется для:

  • Радиаторов отопления;
  • Полотенцесушителя;
  • Умывальников;
  • Посудомоечных и стиральных машин.

Она управляет параметрами циркулирующей жидкости и предназначена для эффективного функционирования отопления (радиаторов, конвекторов), полотенцесушителя и т.п.

От качества отопления в зимнее время года зависит комфорт каждого дома. Поэтому перед началом отопительного сезона производится опрессовка запорной арматуры с целью выявления дефектов и выполнения ремонтных работ. С помощью запорных устройств для радиаторов отопления регулируется температура подачи тепла. На сегодняшний день существует множество разновидностей радиаторов отопления, которые отличаются между собой внешним видом и техническими характеристиками.

Запорная арматура для систем отопления

В зависимости от вида радиаторов отопления подбираются комплектующие. При выборе радиаторов отопления следует учитывать мощность теплоотдачи, срок службы и внутреннее давление. Подключение радиаторов происходит по схемах, где есть обозначение системы разводки по трубам.

Конструкция и принцип действия задвижки

Задвижка – это запорная арматура водопроводная, что устанавливается в наружных сетях. Она может прекращать подачу воды или отключать только определенные участки системы при необходимости. Принцип действия задвижки состоит в изменении площади сечения труб, вследствие чего меняется расход жидкости.

В зависимости от способа управления выделяют такие задвижки:

  • Ручные;
  • С электроприводом.

Открытие и закрытие задвижек вручную требует значительных усилий, особенно в случае использования фитингов для труб большого диаметра, поэтому применяют устройства с электроприводом на корпусе.

Конструкция ручной задвижки

Конструкция ручной задвижки состоит из таких основных элементов:

  • Корпус;
  • Клин;
  • Диски;
  • Шпиндель;
  • Крышка;
  • Сальник;
  • Втулка резьбовая;
  • Маховик.

Модели с электроприводом дополнительно оборудуются электрическим приводом. Принцип действия задвижки с электроприводом состоит в повороте диска по внешнему дистанционному сигналу.

В зависимости от требований окружающей среды и перекрываемого давления, электроприводы могут быть двух типов:

  • С возвратной пружиной;
  • Без возвратной пружины.

Задвижки с электроприводом

Условия хранения запорной арматуры и ее монтаж

Если запорная арматура для трубопроводов укомплектована резиновыми уплотнителями или является шаровым краном, ее хранят в приоткрытом состоянии. Запорная арматура с металлическими прокладками хранится исключительно в закрытом виде, для того чтобы не допустить попадания мелкого механического мусора. Задвижки до их установки должны находиться в закрытом сухом помещении, без сквозняков и доступа света.

Монтаж запорной арматуры проводится путем осуществления последовательных технологических процессов. Высокое качество сборки, долговечная и бесперебойная работа достигается при произведении установки квалифицированными мастерами с внушительным стажем работы в данной области.

Для каждого вида детали есть свои правила, которые учреждают заводы по производству запорной арматуры с целью выполнения их при установке:

Дисковые поворотные затворы монтируются с открытием диска на 25%. Повреждение прокладки не должно возникнуть, если оставить достаточное расстояние между фланцами одинаковых диаметров. Все гайки следует закручивать постепенно, а между самим корпусом и фланцами нет необходимости в установке еще одной прокладки.
Обратные клапаны должны иметь одинаковые диаметры с ответными фланцами. Строго контролируется монтажное расстояние между клапанами, правильность направления потока, режим пульсации.
Шиберные ножевые задвижки в первую очередь требуют проверки индикатора положения. Во время монтажных работ соблюдается направленность потока и необходимое расположение ножевых задвижек. После проведения гидростатического испытания вести наблюдение на предмет протечек и подрегулировать при надобности болтами.
Шаровой обратный клапан требует повышенного внимания в условиях минимальных давлений и горизонтальном монтаже. Чтобы эффективно противодействовать перепадам давления в системе, возможен монтаж шара с перекосом направления.
Одностворчатый обратный клапан опускается между фланцами крючком, который при нахождении затворки перпендикулярно трубопроводу целесообразно располагать вертикально.
Двухстворчатый обратный клапан не подходит для установки при уменьшающемся потоке

Перед установкой в обязательном порядке проверить функционирование пружин.
Шаровой кран никогда не фиксируется с помощью тисков и нуждается в осторожности при закрутке соединений. Нежелательно вмешиваться в строение неиспользованной запорной арматуры, так как каждый кран проходит на производстве испытания сжатым воздухом и водой для обеспечения гарантии правильной сборки всех частей крана.

Для трубопроводных магистралей

Перекачка продуктов, чтобы быть эффективным средством транспортировки, производится на большие расстоянию при высоком давлении и с большой скоростью. Поэтому к подбору собственно труб и запорной арматуры – задвижкам, клапанам, затворам поворотным – и предъявляются особые требования.

Ее подбирают в соответствии с техническими нормативами, с проектным давлением, вязкостью среды, перепадами внутренней и наружной температуры. Имеет значение и степень автоматизации перекачки.

В системах магистральных водопроводных систем перекачиваемая жидкость всегда имеет в своем составе определенное количество агрессивных компонентов. Поэтому для арматуры используется химически стойкие материалы. Этими свойствами в полной мере обладает чугун, из которого изготавливаются все виды запорной арматуры для трубопроводов.

Их применяют в трубопроводах высоко и низкого давления и для перекачки различных сред. Этот же материал наиболее популярен при изготовлении трубопроводной арматуры для нефтепроводов.

На магистральных трубопроводах применяется запорная арматура размерами 8 – 2000 миллиметров.

Управление задвижками производится вручную при помощи маховиков, а в труднодоступных местах – с использованием электропривода дистанционно.

Большинство чугунных задвижек устроены с фланцевыми механизмами и могут выпускаться в различных конструктивных исполнениях:

  1. Шиберные – с подвижным или неподвижным штоком;

Задвижка представляет собой литой чугунный корпус, в котором располагается плоский шибер с отверстием, соответствующим размеру трубы. Для управления применяются два вида привода: ручной для агрегатов, располагающихся в доступном месте, и дистанционный, если задвижка установлена в закрытом пространстве.

Ручной привод состоит из рукоятки в виде штурвала, винтовой пары и штока, прикрепляемого к шиберу. При вращении рукоятки винтовая пара преобразует вращательное движении в поступательное, которое через шток приводит в движение шибер в нужном направлении. Когда отверстие в нем совпадает с отверстие в трубе, возобновляется поток жидкости.

  1. Клиновые – высокоэффективный вид запорной арматуры для трубопроводов. Форма запирающего элемента позволяет обеспечить максимальную плотность смыкания запора и седла, что увеличивает качество перекрытия.

Подъем затвора обеспечивает перемещение клина по отношению к седлу, в результате чего его отверстие совмещается с отверстием в неподвижной детали, обеспечивая прохождение рабочей среды. Вращение может производиться вручную или с использованием дистанционного управления.

  1. Параллельные.

Такие устройства предназначаются для работы при давлении 2 – 200

атмосфер.

Рабочая среда и запирающие элементы прибора в виде двух пластин располагаются в камере. Пластины затвора присоединены к штоку привода. При его вращении они раскрываются, пропуская воду или пар по трубопроводу.

Все представленные задвижки имеют ряд общих параметров, среди которых:

  1. Подсоединение к продуктопроводу производится с применением фланцев, муфт или сварки.
  2. Задвижки не используются для регулировки напора в трубопроводе, а только закрывают или открывают его в крайних положениях.
  3. Корпуса задвижек изготавливаются из чугуна способом литья, реже – из стали.
  4. Во всех видах этой арматуры используются уплотнительные устройства из резины, паронита, картона и т.д.
  5. В зависимости от доступности приспособления применяется ручной привод в виде маховика или дистанционное управление с использованием электропривода.

Фланцевая запорная арматура для трубопроводов используется не только на водопроводных сетях, но и при перекачке нефтепродуктов или других жидких сред.

В распределительных сетях на трубопроводах Ду100 и менее водоснабжения часто используются клапаны и краны с муфтовыми соединениями. Такие устройства менее габаритны и технологичны при монтаже. Соединения производятся наворачиванием на резьбу сопрягаемой детали.

Герметичность такого стыка обеспечивается применением различных уплотнителей: льняное волокно, лента ФУМ (фторопластовый уплотнительный материал), уплотняющие шнуры и силиконовый герметик специального назначения. Такое соединение менее надежно, чем фланцевое, но и устранение протечек на нем осуществляется быстрее и проще.

Запорная муфтовая арматура для трубопроводов применяется на внутридомовых распределительных сетях при размерах менее Ду 50 при давлении в трубопроводе от 0,6 атмосфер.

Запорно-регулирующая арматура

Очередной не менее важно составляющей любой трубопроводной системы, я является ЗРА (запорно-регулирующая арматура). Её установка позволяет регулировать работу трубопроводов, как на отдельных участках системы, так и в центральной её части

Задвижка и заслонка

Элемент, имеющий в своем корпусе механизм регулировки потока воды. Устанавливается по движению или поперек движения воды. Основные различия:

  • Параллельные — имеют 2 параллельных стальных диска
  • Клиновые — имею 2 установленных под углом стальных кольца
Основные преимущества и недостатки задвижек и заслонок
  • Быстро изнашиваются уплотняющие поверхности под воздействием трения (решение — подбор элемента соответствующего характеристикам вашей трубопроводной системы)
  • Установка только на большие трубопроводы, диаметром более 50 миллиметров
  • Заслонки из-за своей универсальности и простоте конструкции имеют более широкое применение
Краны

Одна из наиболее применяемых в быту ЗРА, что одновременно относится и к водоразборной арматуре — Краны.

Основным достоинством кранов является их простота установки и небольшие размеры. Также важным преимуществом будет то, что они ремонтопригодны.

Всего существует три вида кранов:

Угловые и равнопроходные(смесительные) краны удобны для подключения сантехники: стиральных машин, радиаторов, бойлеров. В основном выбор зависит лишь от диаметра трубопровода.

А особенностью трехпроходных кранов является подключение к центральному отверстию двух патрубков, что позволяет смешивать горячую и холодную воду.

Особенности применения кранов

Если не брать во внимание то, что все краны разные, их конструкция всегда аналогична и редко отличается чем-либо. Основными отличиями принято считать:

Основными отличиями принято считать:

  • Угловые краны формируют угол поворота к тому или иному отопительному элементу, будь то радиатор или что-то другое.
  • Управление кранами осуществляется с помощью вентиля или ручки
  • Рабочие детали крана (запирающий элемент) может быть, как в виде клапана или мембраны, так и в виде перекрывающего трубопровод диска.
  • Самыми популярными среди всех считаются шаровые краны из-за запорного механизма, который имеет форму шара.

Смесительно-регулировочная арматура

Ярким представителем этой группы устройств является термостатический трехходовой клапан. Его задача – качественное регулирование теплоносителя, то бишь, по температуре, а не по расходу. Трехходовой клапан действует не так, как запорно-регулирующий кран, он работает как смесительный узел. Настроенный выдавать теплоноситель определенной температуры, элемент смешивает два потока в необходимых пропорциях.

Смесительный узел отопления

Устройство представляет собой латунный корпус с тремя патрубками, внутри которого находится шток, управляемый термостатическим приводом. Шток проходит через 2 седла, регулируя протекание сквозь них нужного количества воды из двух патрубков, чтобы в третьем получить смесь установленной температуры.

Принцип работы трехходового клапана

Надо сказать, что не каждая система отопления нуждается в подобной арматуре. Сфера применения смесительных устройств – поддержание температуры в контурах теплых полов, отдельных радиаторах или целых группах отопительных приборов, а также в малых циркуляционных контурах твердотопливных котлов. А вообще, все частные случаи использования смесительных клапанов перечислить довольно трудно, поскольку их может быть очень много в современных схемах водяного отопления.

Обзор видов задвижек

Шиберная задвижка отличается от обычной исполнением запирающего элемента. В ней используется клин из металла, который способен разрезать включения в среде, протекающей внутри тела механизма. Этот тип арматуры применяется для трубопроводов с фекальными стоками, целлюлозно-бумажными и др.

Клиновая задвижка устанавливается на сетях каналов для запирания потока среды, если проводится их ремонт. В ее конструкцию входит чугунный корпус, вращающийся шпиндель, который соединен с клином. Штампосварные клиновые задвижки применяются на трубопроводах, транспортирующих газообразные и жидкие среды, нейтральные к материалу изготовления основных деталей механизма. Их корпус и крышку получают сваркой отдельных элементов, изготовленных из листовой коррозионностойкой или углеродистой стали.

Управлять задвижками можно как электроприводами (гидравлическим, электрическим, иногда пневматическим), так и вручную. В последнем случае при большом диаметре элемента требуется установка специального редуктора для снижения прилагаемых усилий по его открытию/закрытию.

Для систем канализации используют шиберные задвижки, внутри которых присутствует стальной клин

Возможным также является ремонт чугунных и стальных задвижек. Первый тип выдерживает температуру до 225 ºС. На вертикальном трубопроводе чугунная задвижка ставится плашмя, чтобы шпиндель был повернут горизонтально, а на горизонтальном – маховиком вверх, шпиндель расположен вертикально.

Соединительная арматура трубопроводов

В процессе монтажа трубопровода возникает необходимость соединения труб различающихся материалов (из стали, металлопластиковых, полиэтиленовых, полипропиленовых) и значений диаметра между собой или должен быть встроен фланцевый элемент в состав сети на участке особой важности, где возможна аварийная ситуация. В данном случае используется соединительная арматура – вспомогательные детали стыковки (фланцевые адаптеры, хомуты, соединительные муфты, заглушки, отводы, крестовины, тройники), не имеющие в своей конструкции запорно-регулирующего механизма

Стальные соединительные элементы подходят к любым типам трубопроводов, так как прочны и способны выдерживать высокие нагрузки

Такая арматура позволяет производить быстрый, прочный монтаж, замену деталей, ревизию и ремонт трубопровода. Способ соединения выбирают для каждого вида труб по назначению. Стыковка для металлопластиковых труб предпочтительна обжимная, а для полипропиленовых – сварная. Стык получается добротный, герметичный, долговечный. Диаметр соединительной арматуры варьируется от 25 до 2020 мм, номинальное давление от 1 МПа до 4 МПа. Материал изготовления: чугун, сталь, пластик. Тип соединения – резьбовой, фланцевый, обжимной.

Соединительная трубопроводная арматура из нержавеющей стали особенно прочна, устойчива к агрессивным средам, коррозии, температуре, износу, поэтому незаменима в химической, нефтегазовой, пищевой, фармацевтической промышленности, а так же АЭС.

Ссылка на основную публикацию