Гончарная глина для гончарного круга

Где взять глину

Поэтому, если встанет вопрос об организации целой мастерской, то, во избежание лишних затрат, мы порекомендуем сперва сделать несколько пробных изделий и отдать их для обжига куда-либо на сторону.

Только после такого испытания, произведенного по всем правилам искусства, можно без опасений приниматься за устройство собственного оборудования и тратить на это средства.

Сама выделка гончарных изделий во многих случаях может производиться посредством лепки руками, но в деле производства круглой посуды требуется одно, совершенно необходимое приспособление, называемое гончарным кругом.

Формовка обычно производится так: ком подготовленной глины с силой бросают на верхний диск гончарного круга с тем, чтобы он к нему плотно прилип. Теперь, если при вращении круга нажимать на эту глину сверху или с боков мокрыми руками, или даже отдельными пальцами, то глина будет поддаваться этому давлению и принимать любые формы как изнутри, так и снаружи. Движение обеих рук при этом должно быть согласовано — правая и левая рука производят давление на смоченную глину одна навстречу другой, равномерно, заставляя глину подниматься или нагибаться в ту или другую сторону, и обязательно сохраняя одинаковую толщину стенок. Следы от пальцев потом можно сгладить мокрой ладонью руки или смоченным в воде куском хорошего войлока. При точных работах профиль изделия можно и обтачивать специально вырезанным для этого лекалом.

Готовое изделие снимается с круга проволокой, которую натягивают по линии дна, вплотную к диску круга, и равномерным нажимом срезает изделие с деревянного диска.

После этого изделие хорошенько просушивается и помещается в обжигательную печь.

Глина от действия огня изменяется, и в присутствии кремнекислоты (тонко растертого в катальных барабанах кремня или полевого шпата) дает крепкую стекловидную массу, — спекается.

Этим глина гончарная отличается от каолина — чистейшего сорта глины, который не спекается, и после первого обжига пропитывается молоком из тончайшего порошка веществ, дающих при втором обжиге стеклообразный слой на его поверхности (фарфор) и заполняющих в нем поры.

Если к глине прибавлены плавни, шпат или кремнезем, то после обжига при очень высокой температуре получается каменная посуда. Достичь такой температуры можно в особых печах.

Когда же глина идет в дело после обыкновенной подготовки, то она не дает такой плотной массы после обжига и нуждается в том, чтобы закрыть ее поры глазурью; такая глазурь должна образовываться уже при температуре в 700-800°, достижимой в более простых печах.

Простейшее глазурование производится при помощи поваренной соли. Когда вещи достаточно раскалены, а это бывает после 2-3 часов действия жара, в печь бросают несколько горстей соли и снова, плотно закрыв печь, подвергают предметы действию тепла в течение еще 3-4 часов. Так получается известная всем зеленоватая полива.

Иначе поступают, если желают получить цветную глазурь. Обжиг ведут в три приема. Слабо обжигают предметы в течение 2-3 часов, остуживают печь, покрывают раствором патоки места, подлежащие расцветке, и покрывают слоем порошкообразной цветной глазури. Затем выжигают эту глазурь, подвергая предметы действию огня в течение 2-3 часов, и снова остуживают. Затем, окунув предмет в прозрачную глазурь, заканчивают обжиг, нагревая до полного остекления глазури. За действием огня наблюдают через смотровое окошечко в печи, которое должно быть защищено двойным синим стеклом.

Школа керамики VOLNA Ceramics (СВАО)

Уроки проходят индивидуально и в мини-группах. Мастер-классы проводятся в удобное для Вас время, Вы сами выбираете изделия. Все материалы и обжиги включены. Длительность — 1,5 часа.

Мастер-классы:

  • Ручная лепка
  • Гончарный круг
  • Глазуровка

Также вы можете отметить важное событие в этой гончарной мастерской. Это может быть День Рождения, девичник или даже корпоратив

Мастера освободят помещение специально для вас и немного украсят студию, чтобы создать по-настоящему праздничное настроение.

Подарочные сертификаты
Прекрасный творческий подарок для близкого человека – мастер-класс в студии керамики. Новичкам рекомендуем подарить два занятия. На первом – займемся ручной лепкой или гончарным кругом. На втором – покрасим изделия глазурью.

Пошаговая инструкция по изготовлению круга с электрическим приводом

Мы рассмотрим простой вариант изготовления из подручных материалов. Придется найти лишь электрический двигатель от стиральной машины или иного бытового прибора и колесо от велосипеда.

Выбор двигателя для гончарного круга

Шаг 1. Отрежьте два уголка длиной примерно 50 см с шириной полки 45 мм. На боковых гранях болгаркой вырежьте углубления по 1 см и 5 см.

Нарезают заготовки из уголков

Шаг 2. Сварите вместе эти уголки, у вас получится верхняя площадка несущей рамы станка, в дальнейшем на нее монтируются все остальные элементы.

Заготовки сваривают вместе

Шаг 3. Проденьте в отверстие полуось с фланцем, сверху наденьте на нее шариковый подшипник качения. Отрегулируйте положение деталей, установите их в строго вертикальном положении и прихватите подшипник.

В отверстие продевают ось, затем надевают подшипник

Цены на популярные модели сварочных аппаратов

Сварочные аппараты

Нагрузки на узлы гончарного круга незначительные, нет надобности полностью обваривать подшипник, достаточно его прихватить в нескольких местах.

Подшипник приваривают точечно, а не вкруговую

Шаг 4. В полуоси проделайте отверстие и вставьте шпильку с резьбой. Ее потом надо также приварить, добивайтесь полной соосности деталей.

Вставляют шпильку в ось

Шаг 5. Наденьте на ось обод колеса от велосипеда, гайкой зафиксируйте его положение. Можно использовать как переднее, так и заднее колесо.

Сверху на ось надевается обод велосипедного колеса

Шаг 6. С другого конца сваренных уголков высверлите четыре отверстия для фиксации электрического двигателя. Расстояние между ними и диаметр подбирается в зависимости от параметров фланца корпуса, у каждого двигателя свои особенности. В нашем случае использован двигатель от старой стиральной машины. К нему прилагается комплект конденсаторов большой емкости, за счет этого он может работать от однофазной домашней сети.

Готовые отверстия для крепления двигателя

Шаг 7. Между отверстиями прорежьте металл болгаркой, уберите полосы. За счет такой доработки появится возможность регулировать усилие натяжения приводного ремня, он не будет проскальзывать, колесо будет вращаться с одинаковой скоростью.

Болгаркой делают вырезы под ремень привода

Шаг 8. В нижней части рамы приспособьте любые упоры для фиксации обоймы подшипника. По периметру рамы приварите четыре вертикальные стойки для стола гончарного круга.

Упоры для крепления подшипника

Шаг 9. Из куска листового железа отрежьте пластинку подходящих размеров. Мы используем дверку старого холодильника, прорежьте в ней отверстие для оси станка. Отверстие можно сделать болгаркой.

  1. Нарисуйте в нужном месте круг. Диаметр должен позволять без проблем вращаться оси.
  2. В круге прорежьте болгаркой несколько диаметров, чем их будет больше – тем лучше.
  3. Загните вверх все треугольники и срежьте вертикальные концы.

Изготовление крышки рамы

Поставьте на место лист, высверлите в нем и раме отверстия и прикрутите болтиками. Теперь надо изготовить круг для работы мастера. Делаем его также из листовой стали, только толщина металла должна быть не менее 2 мм.

Изготовление верхнего круга

Шаг 1. Приварите металл к фланцу оси, соединение должно быть прочным, от этого зависит безопасность работы на гончарном круге.

К фланцу оси приваривают лист металла

Шаг 2. Соберите станок и включите двигатель. Болгаркой на вращающемся металле сделайте разметку круга. Остановите станок и отрежьте лишний металл.

Пока пластина крутится, болгаркой намечают линию среза

Шаг 3. Опять включите станок и уберите с поверхности листового железа всю ржавчину. Вначале работайте болгаркой, потом наждачной шкуркой, снимите заусеницы и острые кромки.

Металл тщательно шлифуют

Цены на угловые шлифмашинки (болгарки)

Угловые шлифмашинки (болгарки)

При желании поверхность станка можно очистить от старой краски и ржавчины и покрасить устойчивыми красками для наружных работ. Но делать это необязательно, через несколько дней работы гончарный круг испачкается глиной и краска будет незаметной. Это рабочее состояние станка, не надо обращать внимания.

Гончарное дело: заготавливаем глину своими руками

Глина — это природный материал осадочного происхождения, который отличается высокой пластичностью. Состоит она из глинистых минералов (монтмориллонит, каолинит и т. д.). Часто материал включает в себя вкрапления силикатных и карбонатных частиц. Главный источник глины — наносы на дне пресных водоёмов.

Для гончарного дела подходят самые разные типы глинистых пород. Главное — правильно их подготовить. Проще всего закупить готовую глину в специализированном магазине или напрямую от производителя. Но, если такой возможности у вас нет, не отчаивайтесь: пригодным для лепки можно сделать практически любой материал.

Где брать глину?

Хорошая глина для лепки должна быть, прежде всего, мягкой, податливой и не засорённой крупными вкраплениями щепы и мусора. Поэтому брать материал лучше не на поверхности выработки, а на глубине 20–40 см. В некоторых случаях этот показатель может опуститься и до 70–100 см.

Прежде чем набирать глиняное тесто в ведро или короб, обязательно оцените его пластичность. Для этого нужно взять в руки небольшой комочек материала, помять его в ладонях и скатать в жгут толщиной около 2 см. После этого необходимо сложить заготовку вдвое и осмотреть место сгиба. Если на жгуте появились разрывы, значит, в составе глины не менее 10–15% песка. Для гончарных работ такую смесь лучше не использовать.

Две технологии очистки

Чтобы сделать глину пригодной для гончарного круга, нужно её очистить. Сделать это можно одним из следующих способов:

  • просеять. Перед просеиванием материал необходимо хорошо просушить, выложив на ровный деревянный настил. Летом глину сушат на солнце, поздней осенью и зимой — на морозе под крышей или навесом. Подойдёт для сушки и обычная батарея. Высушенные комья пересыпают в ящик и разбивают трамбовкой, после чего просеивают через сито для удаления мелких камешков, веток и травы. Воду к глиняному порошку добавляют непосредственно перед лепкой;
  • отмучить. Как правило, метод используется для пород с высоким содержанием песка. Комья глины помещаются в высокую ёмкость и заливаются водой в процентном соотношении 1 к 3. Через сутки материал нужно хорошо перемешать и снова оставить на 18–20 часов. Процедуру необходимо повторять до тех пор, пока вода не приобретёт светлый осадок. Затем лишняя жидкость сливается, а глина из ведра аккуратно перекладывается в чистый таз или поддон.

Методом отмучивания широко пользуются японские гончары. Очищенную таким способом глину необходимо подсушить на солнце и, когда она перестанет липнуть к рукам, закрыть тканью и плотной плёнкой. Это поможет избежать пересушки и растрескивания глиняного теста.

Две технологии очистки

Чтобы сделать глину пригодной для гончарного круга, нужно её очистить. Сделать это можно одним из следующих способов:

  • просеять. Перед просеиванием материал необходимо хорошо просушить, выложив на ровный деревянный настил. Летом глину сушат на солнце, поздней осенью и зимой — на морозе под крышей или навесом. Подойдёт для сушки и обычная батарея. Высушенные комья пересыпают в ящик и разбивают трамбовкой, после чего просеивают через сито для удаления мелких камешков, веток и травы. Воду к глиняному порошку добавляют непосредственно перед лепкой;
  • отмучить. Как правило, метод используется для пород с высоким содержанием песка. Комья глины помещаются в высокую ёмкость и заливаются водой в процентном соотношении 1 к 3. Через сутки материал нужно хорошо перемешать и снова оставить на 18–20 часов. Процедуру необходимо повторять до тех пор, пока вода не приобретёт светлый осадок. Затем лишняя жидкость сливается, а глина из ведра аккуратно перекладывается в чистый таз или поддон.

Методом отмучивания широко пользуются японские гончары. Очищенную таким способом глину необходимо подсушить на солнце и, когда она перестанет липнуть к рукам, закрыть тканью и плотной плёнкой. Это поможет избежать пересушки и растрескивания глиняного теста.

Мастерская на даче

Работа с глиной — штука довольно грязная. В том смысле, что отмывать потом придется все и вся. И если лепить фигурки можно и дома, в городской квартире, то создавать свои первые шедевры на гончарном круге в квартире не очень удобно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с удивительным природным материалом и попробовать освоить (пусть пока неумело, пусть лишь только как развлечение) одно из древнейших ремесел — гончарное дело? Лучшего места, чем дача, для этого не найти. Именно здесь гораздо легче организовать рабочее пространство, разместить все необходимое. Именно на даче или в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.

В настоящее время к услугам начинающих и «продвинутых» керамистов существуют целые специализированные магазины, где можно приобрести все необходимое, начиная от гончарных кругов и разных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не понадобится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совсем не обязательная. Для начала имеет смысл научиться делать самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить. А обжигать свои творения можно, например, в школах детского творчества или керамических мастерских, где есть соответствующее оборудование. Или на первых порах вообще оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло «зацепит» вас всерьез, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет подумать и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига самостоятельно, обратившись за помощью к мастеру или воспользовавшись специальной литературой.

Живая глина

«Живой глиной» гончары называли глину, находящуюся в природе в естественном состоянии.

Глина, встречающаяся в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики — от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладовых возникают фабрики и заводы по производству керамики, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время была обнаружена белая глина. У каждого уважающего себя деревенского гончара тоже были хотя и небольшие, но свои заветные месторождения, а проще — ямы-копанцы, где он добывал глину, пригодную для работы. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностями. Мало того, одного месторождения было не всегда достаточно, поскольку для разных изделий требовался различный состав глины. Так, например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после подсыхания ее можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью. Одна беда: жирная глина при сушке и последующем обжиге легко трескается. У изделий из тощей глины, содержащей значительное количество песка, — шероховатая поверхность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при сушке и обжиге тощая глина трескается очень редко. Для хорошей глины предпочтительна золотая середина, когда она имеет среднюю жирность.

Жирной считается глина, содержащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.

Практические советы по изготовлению ножного круга

Сделать такой гончарный круг не составит большого труда, если знать главные принципы и требования. На них мы и остановимся. Из каких узлов состоит гончарный круг и какие к ним требования?

Каркас

Несущая рама, к которой крепятся все остальные детали механизма. Главные требования к каркасу – жесткость и устойчивость. На него воздействуют большие нагрузки, в том числе и динамические. Если во время изготовления поделок из глины станок дергается, то это становится причиной появления брака.

Основные элементы каркаса

Для изготовления нашего каркаса потребовалось два метра доски 40×200 мм и семь метров бруска 40×50 мм. Прочность ног станка увеличивается перемычками, все соединения сделаны в полдерева, из метизов применяются саморезы и болтики. Под маховик диаметром 1 м расстояние между ножками рамы должно быть не менее 60 см, в противном случае он не впишется в свободное пространство и придется вносить коррективы в конструкцию.

Ось

Мы ее делаем из трубы Ø 25 мм, на нее как раз отлично одеваются подшипники. Длина оси 83 см. Верхний подшипник в закрытом корпусе и полностью герметичный, такие используются на сельскохозяйственной технике отечественного производства. Найти их в деревне не проблема. Нижний подшипник роликовый упорный. Ресурс работы таких подшипников огромен, на гончарном станке они будут работать вечно, если умышленно не заливать водой и не бить кувалдой.

Ось изготавливается из металлической трубы

Под нижний подшипник высверливается посадочное отверстие Ø 52 мм и плотно забивается обойма. В верхней планке рамы делается сквозное отверстие, к ней фиксируется верхний подшипник вместе с корпусом.

Рабочий диск

Делается из нескольких слоев фанеры, общая толщина диска не менее пяти сантиметров. Если он тонкий, то ось фиксируется лишь снаружи, а диск по время работы шатается. Как показывает практика, ось должна входить в диск на глубину не менее трех сантиметров, только так обеспечивается прочность посадки.

Рабочий круг склеен из фанеры

По центру высверливается технологическое отверстие для трубы (несквозное) и прикручивается металлический фланец со стопором. За счет этого элемента верхний диск жестко фиксируется к торцу трубы и вращается вместе с ней.

Маховик

Его можно делать сплошным из досок или пустым из листовой фанеры. Первый вариант дорогой и трудоемкий, второй намного проще. В дальнейшем пустая полость маховика наполняется песком, он становится тяжелым и отлично справляется со своими задачами.

Маховик можно сделать пустотелым, а затем заполнить песком

Из фанеры толщиной 9 мм надо электрическим лобзиком вырезать два одинаковых круга и стянуть их между собой при помощи небольших деревянных брусков. От их размеров зависит толщина и, соответственно, вес маховика

По периметру на саморезы прикручивается полоска фанеры толщиной 4 мм, перед прикручиванием поверхности надо обязательно смазать столярным клеем. Чем тяжелее моховик – тем больше он накапливает кинетической энергии, что очень важно для работы на станке. К оси элемент фиксируется металлическим фланцем, установленным точно по центру круга.

Металлический фланец должен находится точно в центре маховика

Советы по сборке станка

После того как все узлы и детали подготовлены, можно приступать к сборке.

Шаг 1. Присоедините к ножкам нижнюю доску каркаса. Она фиксируется болтиками, сильно затягивать не надо, это делается только после сборки и проверки всех элементов.

Болтами прикручивают доску к нижней части каркаса

Шаг 2. Установите в отверстие обойму нижнего упорного роликового подшипника.

В отверстие на нижней доске вставляют обойму подшипника

Шаг 3. Наденьте на маховик ось, поставьте шайбу для регулировки высоты. Установите собранный узел на место.

Маховик с осью устанавливают в каркас

Шаг 4. Поставьте верхнюю планку. Наденьте ее на ось, к ножкам прикрутите болтами.

Верхнюю планку тоже прикручивают болтами

Прикрутите верхний шариковый подшипник к планке, застопорите ось во фланцах.

Шаг 5. Присоедините к оси верхний рабочий диск. Поставьте упорную перемычку для ног.

Установка рабочего диска

Шаг 6. Затяните до упора нижние болты. Для повышения жесткости конструкции по диагонали следует поставить еще один упор. Можно использовать обыкновенный деревянный черенок от штыковой лопаты.

Усиливают каркас распорками

Шаг 7. Засыпьте в маховик песок, закройте отверстие. На станке можно начинать работать.

Отверстие в маховике закрывают планкой

Сушка и декорирование

Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с двумя ручками. Дважды протяните проволочку под днищем изделия, потом сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Теперь наступает следующий важный этап — сушка. Главная задача заключается в том, чтобы глина сохла равномерно, иначе она потрескается. Поэтому избегайте сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие влажной губкой или мокрыми руками, убирая всевозможные неровности, затем накройте влажной тканью и поставьте сохнуть в закрытый ящик (лучше оцинкованный).

Примерно через сутки, когда изделие немного подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой и приступают к отделочным работам. Например, поверхность кувшина или вазы можно «выглаживать». Для этого ее натирают каким-нибудь гладким предметом. При этом верхний слой глины уплотняется и начинает блестеть. После обжига такая посуда блестит еще больше. На мягкой глине можно выполнять и текстурную отделку. Из дерева или резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор или орнамент. Интересные отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор или рисунок процарапыванием. Выполняется оно шилом, ножом или другим острым предметом.

Кроме этого, очень популярным видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы — это специально приготовленные жидкие глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором или погружают изделие в емкость с раствором. После такой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.

Более высокой степенью отделки является глазуровка. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое образуется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно купить в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Они предохраняют керамику от загрязнения, делают ее более прочной. Глазури бывают очень разными: прозрачные, цветные, бесцветные. Эмаль — это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и используется как основа под керамическую краску. Эмаль наносят методом поливания, подсушивают, а затем расписывают керамику специальными красками. Когда краски полностью высохнут, изделие обжигают.

Для обжига обычно используют специальные электрические печи. Если у вас есть доступ к подобному оборудованию, обжиг производится следующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Сначала температуру в печи повышают медленно до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет краснеть, температуру повышают более резко — на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В первые часы охлаждение должно идти медленно, пока температура не упадет до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают лишь тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Теперь, при необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз, чтобы глазурь расплавилась.

Глина для гончарного круга

Итак, практически все важные технические особенности уже рассмотрены, теперь стоит разобраться, что собой представляет глина для гончарного круга. Сейчас существует большое разнообразие видов данного материала, которые отличаются друг от друга происхождением и составом.

Глина для гончарного круга по техническому параметру делится на сланцевую, огнеупорную и так называемые каолины. Кроме того, материал обладает определенной «жирностью». Так, чем выше этот параметр, тем пластичнее на ощупь глина. Если рассматривать тощий материал, он хуже поддается лепке, а готовые изделия из него чаще всего трескаются на этапе обжига. В свою очередь жирная глина зарекомендовала себя гораздо лучше. При этом стоит понимать, что если необходимо сделать тонкое изделие, лучше всего выбирать наиболее жирный материал.

Также глина отличается по цвету, варьируется в зависимости от того, сколько в ней содержится оксидов металла. Например, если в состав материала входит до 1% примесей, любое изделие, получившееся из него, будет белым. Если данный показатель превышен, оно покраснеет на этапе обжига, даже если до этого глина имела белый цвет.

Новичкам в гончарном деле лучше всего остановить свой выбор на подготовленном материале, который следует приобретать в специализированных магазинах. И только когда уровень профессионализма дойдет до определенной отметки, можно будет без проблем находить подходящую глину в иных местах.

Ссылка на основную публикацию