В каком порядке открывать и закрывать батарею?

Чугунные батареи

Новые алюминиевые радиаторы оснащены кранами, помогающими выпустить воздух. Как быть если образовалась пробка в чугунной батарее старого типа без крана.

Первый способ

Как выпустить воздух из батареи-постепенное раскручивание заглушки с помощью разводного ключа. Она находится в верхней части батареи. Аккуратно размотайте паклю, намотанную вокруг заглушки. Счистите краску по краям. Медленно откручивайте заглушку. При резком откручивании велик риск срыва заглушки и затопления помещения горячей водой. Далее последовательность действий мало чем отличается от спуска пробки в радиаторах нового поколения.

Пол закройте тряпками, под радиатор, либо как можно ближе к нему подставьте емкость, которую будете сливать воду.

Когда вместо шипения выходящего воздуха из батареи пошла воды можно закручивать ее обратно. Для обеспечения герметизации места скручивания замотайте фум лентой и новой паклей.

Второй способ

  • Подготовьте инструмент, сверло. Также подбирается саморез, которым вы сможете проделать отверстие в металле диаметром больше сверла примерно на 2 миллиметра.
  • Под основание шляпки этого самореза установите резиновое прокладочное кольцо.
  • После высверливания в заглушке отверстия нужно дождаться пока выйдет весь воздух из системы.
  • Как только из отверстия начнет течь вода, можете вкручивать саморез с резиновой шайбой. Она поможет предотвратить подтекание воды из радиатора. Промазывание краев самореза герметиком так же поможет обеспечить стопроцентную герметизацию.

Кран Маевского упрощает работу, но далеко не на всех батареях присутствует такое удобное приспособление. Например, на чугунных вариантах чаще можно встретить обычную заглушку, закрученную на паклю и покрытую краской. Убрать ее проблематично. Конечно, можно посетить соседей снизу или сверху, у которых предусмотрен кран Маевского на радиаторе — так можно будет получить доступ к теплоносителю. Но такое не всегда представляется возможным.

Придется прибегать к «дедовскому» методу. Потребуется тазик, ведро и много ненужных тряпок. Пробку голыми руками даже можно не стараться открутить, нужно взять разводной ключ. Не лишним будет и растворитель краски, наверняка заглушка присохла за длительный срок намертво. Дальше действуют по инструкции:

  1. Наносят на заглушку растворитель, выжидают двадцать минут.
  2. Проводят по резьбе разводным ключом, пока заглушка не станет поддаваться. Должен раздаться звук выходящего воздуха.
  3. Когда звук затихнет, нужно намотать на заглушку новый слой «фумки», вставить ее на прежнее место. Если требуется — подкрасить место стыка.

Необходимая теория

Монтаж отопительной системы

При двухтрубном отоплении нагретый теплоноситель подается по одной трубе, а по второй (обратке) циркулирует отдавшая свое тепло вода. Такая система отопления применяется в коттеджах и частных домах. Достоинством двухтрубных систем является относительное постоянство температуры батарей и возможность регулирования режима отопления.

Различия в схемах установки заключаются в способе подключения их к частной либо централизованной сети.

Наиболее распространенными схемами являются следующие:

  1. Боковое подсоединение. Позволяет достичь наибольшей теплоотдачи.Питающая труба присоединяется к расположенному вверху патрубку, а обратка – к нижнему. При подключении наоборот (подаче воды снизу) мощность системы снижается.
  2. Подключение диагональное. Оптимально для батарей значительной длины, характеризуется минимальными теплопотерями.При этом происходит равномерный прогрев радиаторов. Подключение подводящей трубы осуществляется с одной стороны верхнего патрубка, а отводящей – с обратной стороны расположенного снизу патрубка.
  3. Нижнее подключение («ленинградка») применяется для скрытой прокладки труб.

Варианты схем подключения

Монтаж приборов отопления по такой схеме, характеризующейся существенными теплопотерями, используется при прокладке труб отопления в зоне нижнего перекрытия.

Устройство байпаса и его функции

Зимой перекрывать общий стояк не разрешается, исключение составляют только аварийные ситуации. Наличие байпаса позволяет провести ремонт, не отключая отопительную систему соседей. Приспособление устраивается из труб с меньшим диаметром, чем у подающей и отводящей линий. Два шаровых крана позволяют правильно перекрыть батарею и в случае, если жарко, направляя циркуляцию воды через байпас.

При замене радиатора вода перекрывается, а после завершения работ – снова открывается. Если в комнате жара, байпас опять-таки позволяет временно перекрыть систему: горячая вода перестает поступать в батарею и помещение охлаждается. Но лучше для регулировки температуры устанавливать термостатические вентили, поддерживающие нормальную температуру в комнате.

С помощью такого устройства радиатор можно правильно отключить от системы в любое время, если требуется выполнить работы по покраске, промывке, замене батарей, а также при смене прокладок и ниппелей без перекрытия стояков.

Правильная установка байпаса

Функции байпаса в зависимости от типа системы отопления заключаются в следующем:

  1. Регулировка энергоносителя. Когда температура помещения выше нормы, терморегулятор уменьшает подачу горячей воды, что отрицательно сказывается на работе всей системы. Для возврата в систему теплоносителя, не поступившего в батарею, и служит данное приспособление.
  2. Аварийная регулировка циркуляции теплоносителя в системе с электрическим насосом. Когда происходит сбой с подачей электроэнергии, байпас с клапаном перекрывает кран подачи горячей воды на насос через обводную трубу, в это время открывается клапан и теплоноситель направляется по центральной трубе. Таким простым способом система переходит в состояние естественной циркуляции без участия насоса.
  3. Реанимация однотрубной системы. Действует достаточно эффективно: в квартирах тепло, даже жарко. Байпас выручает и в этой ситуации, позволяя уменьшить подачу горячей воды, таким образом, выполняя функцию терморегулятора.

Терморегулятор на батарее отопления

Установка байпаса должна осуществляться рядом с радиатором. Рекомендуется изготавливать обводную трубу прямо на месте, во время монтажа с использованием сварочного аппарата. Можно также использовать готовое оборудование на резьбовых соединениях. Регулировочный вентиль или радиаторный терморегулятор должны располагаться между входным отверстием радиатора и байпасом.

Подающая сторона оборудована клапаном с термоголовкой.

Несколько советов по регулировке батарей и систем отопления

Для установки регуляторов на радиаторы следует использовать только специальные краны и вентили.
Чтобы батареи отдавали тепло по максимуму, старайтесь в процессе монтажа оптимально соотнести количество углов, наклонов и поворотов труб. При чрезмерном количестве изгибов производительность всей системы будет малоэффективна, но в то же время в трубах и батареях понизится давление

Тщательно изолируйте батареи и трубы в тех помещениях, где отопление не так важно. Например, в кладовке, гараже и т

д. Изоляция будет препятствовать нецелесообразному расходованию тепла на тех отрезках пути, где его подача, в общем-то, не так важна.
На момент регулировки батарей отопления помещения должны полностью использоваться по своему прямому назначению. Этот подход даст понять, какая оптимальная температура потребуется для комфортной эксплуатации комнат.
Чтобы избежать нерационального расходования тепла, учтите все дополнительные источники обогрева в комнате, а также факторы, способствующие охлаждению воздуха и появлению сквозняков: кондиционеры, открытые окна и т. д.
Начинайте регулировку температуры батарей отопления с определения самой холодной комнаты. Как правило, это самое большое и нежилое помещение в доме. Для этого закройте все краны и замерьте температуру в помещениях. После того, как самая холодная комната определена, начинайте настройку батарей с нее, полностью открыв там запорный кран. Комната будет прогреваться более эффективно, но при этом сам проток горячей воды не уменьшится.

  • Чтобы не догадываться о температуре по личным ощущениям, развесьте в помещениях термометры. Они необязательно должны находиться на видном месте и иметь вид градусника (если вы переживаете за нарушение гармонии в интерьере). Тем более, что, например, при +20С один человек может чувствовать себя вполне комфортно, а другому такая температура покажется несколько низкой.
  • Чтобы довести температуру в помещениях до максимально комфортного значения, настройте регулятор на котле. При этом в более теплых комнатах температура будет немного превышать требуемое значение.
  • Помните о том, что нагретые помещения охлаждаются достаточно медленно. Поэтому, если температура показалась вам в комнате немного завышенной, не запирайте полностью кран, а лишь слегка приспустите его. Чтобы регулировка температуры батарей отопления прошла максимально эффективно, прикручивайте краны по очереди в каждой комнате.

Как устранить течь шарового крана на батарее

на будущее-шаровый на половину никогда не открывают.Или закрыт или полностью открыт.С нашей водой.

если нет возможности поменять то сделайте так.резиновый бинт купите в аптеке плотно намотайте на место течи и начало и конец бандажа закрепите винтовыми хомутами

купите в аптеке резиновый бинт плотно намотайте с натягом на место течи и закрепите начало и конец хомутами. удачи

Mir.na.zemle, спасибо за участие, попробую. Но что за бинт такой резиновый?

Одинокая мать, резиновый жгут, для фиксации мышщ и т.д., не спутайте с эластичный бинтом

представляю как вы накручиваете бинт на кран.На трубу ровную еще можно.А тут видать капает где сам вентиль -ручка, от температуры немного повело.

Менять однако придется. Вдвоем исхитритесь. один открутил. второй тут же вставил новый. как то так.

StraTeGGG, это как? В смысле только утробу крана? Без замены? То есть без отрезания труб?

Не советуйте тупые советы. Автор там стоит сальник резиновое колечко в любом магазине сантехники продают сфотайте кран и в магазин. Там вам подберут. Меняется легко откручиваете ручку и выкручиваете уплотнительную гайку иголкой или шилом выковыриыаете старый ставите новый и закручиваете все. А кто советует жгут, на голову его себе намотайте может поможет

Я,

Я, спасибо за совет. Но в строительном рынке продавец, который позиционирует себя почти все знающим в сантехнике, смеется в лицо. Мол верьте интернету. Токо замена более ничо. Конечно заменить бы. Но сейчас никак невозможно мне. Да и как внутри дома где дети сваркой?

Одинокая мать, если под ручкой на штоке есть гайка, то нужно её просто подтянуть, если шток без гайки, то просто полностью откройте или закройте кран, если всеже надо чтобы кран был открыт на половину, то отрегулируйте как надо и оставте так, на центральном отоплении он быстро перестанет капать, главное его потом не трогать, он у вас явно потек после того как вы его крутили, страшного в этом ничего нет, такое явление есть повсюду.

Виды кранов для батарей

Для установки на батарее предназначаются :

  • запорная арматура для радиаторов (шаровые краны полуоборотные);
  • воздушные спускные клапаны (ручной кран Маевского, автоматические воздухоотводчики);
  • балансировочные вентили для радиаторов;
  • регулировочные вентили, оснащенные термоголовками (клапаны термостатические);
  • краны для слива теплоносителя.

Чтобы определиться, какие краны ставить на радиаторы отопления, необходимо разобраться в принципах действия и предназначении каждого устройства.

Кран Маевского

Это ручной воздушный клапан для радиатора отопления, который позволяет удалять воздушные пробки из батарей. Вместо механического крана Маевского допускается установка автоматического воздухоотводчика, но эти изделия выглядят не так эстетично.

Кран Маевского состоит из полимерного корпуса, в который впаяна шайба с резьбой в сквозном конусообразном отверстии. С внешней стороны в шайбу ввинчивается конус соответствующих размеров, также оснащенный резьбой. Для вкручивания и выкручивания конуса предусмотрено углубление под отвертку или специальный ключ, который входит в комплектацию изделия.

Схематичное изображение крана Маевского

Также на корпусе имеется пластиковая шайба с отверстием, через которое и стравливается воздух. Для этого требуется вставить отвертку или ключ в углубление и повернуть конус на один оборот. Когда из отверстия начинает течь вода, запорный конус ввинчивают до упора обратно.

Важно! Рекомендуется устанавливать клапан с углублением под отвертку, так как ключ может затеряться. Ни в коем случае нельзя вывинчивать запорный конус полностью – давление в системе не даст установить его обратно

Шаровые краны: виды и параметры

При монтаже каждого радиатора желательно поставить два шаровых крана или шаровой на подачу и регулировочный – на обратку. Шаровые краны – это запорная арматура, позволяющая перекрывать поток теплоносителя и демонтировать радиаторы без слива теплоносителя из всей системы.

Устройство шарового крана

Ключевым элементом устройства является стальной шар с отверстием для прохода теплоносителя. Шар закреплен на штоке, и при повороте рукоятки на 90 градусов он разворачивается и полностью перекрывает поток среды.

Шаровые краны различаются :

  • по материалу изготовления корпуса (латунь, силумин, полипропилен);
  • по конструкции (прямой и угловой);
  • по пропускной способности (у полнопроходных отверстие в шаре практически совпадает с диаметром трубы, у стандартных – составляет 70-80% от этого показателя).

Рассматривая, какие краны лучше ставить на радиаторы, предпочтение стоит отдать полнопроходным, так как они не уменьшают проходимость системы и не снижают теплоотдачу приборов отопления.

Вентили с термоголовками

Термостатический вентиль для радиатора отопления дает возможность управлять температурой в помещении. В зависимости от модели, настройка термоголовки на определенную температуру выполняется вручную или работа клапана гибко регулируется автоматическим устройством. Под воздействием термоголовки смещается шток вентиля, изменяя его проходное сечение.

Вентиль с термоголовкой

Если установленный термоклапан не имеет функции блокировки потока теплоносителя, дополнительно требуется смонтировать запорный кран, чтобы полноценно обслуживать батарею.

Краны промывочные

Промывочный кран на радиатор предназначен для слива теплоносителя в процессе промывки системы. В конструкцию сварного промывочного крана входит металлический корпус, резиновая прокладка и длинный шток. Чтобы открыть такой кран, используется газовый ключ или пассатижи.

Данное устройство имеет существенный недостаток – резиновая прокладка легко разрушается при эксплуатации крана, что приводит к аварийной ситуации. Вместо сварного промывочника на радиатор рекомендуется поставить радиаторную пробку либо переходник с пробковым вентилем.

Балансировочный вентиль

Вентиль балансировочный для отопления дает возможность отрегулировать температурный режим работы отопительных контуров. Если радиатор не снабжен термостатическим вентилем, используют механический клапан настроечный, у которого вручную задают диаметр проходного сечения, исходя из показаний давления в трубопроводе на отрезках до и после крана.

В системах с корректировкой температуры батарей при помощи термостатических вентилей, автоматический регулировочный кран отвечает за балансировку давления. Балансировочный регулирующий кран монтируют на трубу обратки.

Как правильно перекрыть батарею?

Ответ на вопрос, как отключить батарею отопления, предельно прост – достаточно закрыть один кран, оставив второй открытым. Но какой кран перекрывать?

Как мы понимаем, вода в стояк отопления подается снизу.

  • Верхний кран закрыт, а нижний открыт. Если будут выполняться ремонтные работы у соседей снизу или в подвале, или на ветке, питающей дом, теплоноситель сольют, и ваш радиатор будет опустошен. Если он стальной или чугунный, это спровоцирует коррозию.
  • Нижний кран закрыт, а верхний открыт. Независимо от любых ремонтов радиатор будет заполнен.

Итак, мы узнали, как перекрывать батарею на летний сезон: для этого закройте только нижний шаровой кран.

При наступлении холодов следите за объявлениями на подъезде о начале отопительного сезона. После чего перекройте оба шаровых крана, чтобы в радиатор не попал мусор – пусть он весь пройдет через байпас. Разрыв батареи при закрытых кранах в этом случае вам не грозит – за один-два дня внутри радиатора не сможет образоваться достаточное для этого давление. Квартира за это время тоже не успеет промерзнуть, тем более, небольшой подогрев помещения будет от стояка.

Как включить батарею отопления? В этом нет ничего сложного – просто откройте оба шаровых крана, и теплоноситель начнет нормальную циркуляцию через включенный радиатор.

В первый день включения отопления, когда слышно журчание воды в системе, не спешите открывать шаровые краны. На следующий день можно открыть их, используюя кран Маевского для выпуска воздуха

Внимание! Если вы проживаете на верхнем этаже, у вас на радиаторе обязательно должен быть установлен воздухоотводчик. Это позволит избежать образования воздушных пробок, из-за которых прибор отопления не выполняет свои функции

Заключение

Зная, как закрыть батарею отопления, можно определиться, каким образом следует летом подготовиться к новому отопительному сезону.

Для этого потребуются :

Работа по установке байпаса и шаровых кранов должна быть выполнена профессионалами с привлечением сантехника, который перекроет воду в стояке. Учтите, что потребуется сварка и соответствующее оборудование.

Аварийная замена батареи отопления

Шаровые краны и байпас – это возможность :

  • обеспечить сохранность своих батарей от коррозии и загрязнения;
  • не страдать от жары при резком потеплении во время отопительного периода;
  • обеспечить безопасность при возникновении аварийной ситуации — если радиатор выйдет из строя, его можно будет отключить от системы, при этом соседи не пострадают ни от потопа, ни от отсутствия тепла;
  • в любое удобное время самостоятельно заменить старый радиатор на новый;
  • снимать батареи для промывки или окраски.
  • успешно пользоваться современными радиаторами с терморегулятором, не мешая соседям.

Грамотный подход к организации квартирного отопления – это забота о комфорте и безопасности.

Шаровой кран на радиатор

Свое название это устройство получило из-за формы клапана: шара со сквозным отверстием. Имеет оно только два рабочих положения: «открыто» и «закрыто». Все промежуточные недопустимы. Из-за особенностей использования относят к классу «запорная арматура». Для радиаторов используют чаще именно их.

В простых шаровых кранах отверстие прямое, в трехходовых бывает L-образное или T-образное. В качестве запорной арматуры для отключения радиатора от системы используют варианты с прямым отверстием. Поворачивая ручку, мы меняем положение шара, соответственно перекрываем или открываем поток теплоносителя.

Рабочие положения шаровых кранов

Виды шаровых кранов для систем отопления

По пропускной способности они бывают полнопроходные и стандартные. Полнопроходные практически не заужают просвет трубы и пропускают весь поток теплоносителя. Стандартные имеют пропускную способность 70-80%. Понятно, что для радиаторов нужно ставить полнопроходные устройства: они не снижают теплоотдачу отопительных приборов.

Для установки на батареи используют только муфтовые модели (есть еще фланцевые и приварные, но в системах отопления частных домов и квартир они не применяются). Могут изготавливаться из разных материалов. Корпус чаще стальной, латунный или бронзовый, иногда попадаются из нержавейки, все чаще стали продаваться полимерные.

Изделия из полимеров не менее надежны, чем металлические, но имеют большие габариты. Тем не менее, при использовании полипропиленовых труб, в системе ставят полипропиленовые краны. В этом случае соединение получается монолитное и очень надежное (их сваривают между собой с использованием специального сварочного аппарата). Единственный минус — стык неразъемный, т.е. для замены полимерного крана придется вырезать кусок системы и вваривать другой.

В системах с остальными трубами на радиаторы ставят чаще изделия из латуни. Подбирают только тип подсоединения: есть с наружной и внутренней резьбой, есть с накидными и обжимными гайками. Соответственно, они стыкуются с разными типами труб. Это также нужно учитывать при выборе.

Большое значение производители этого типа запорной арматуры уделяют герметичности при перекрытии потока. Для этого устанавливают специальные полимерные прокладки, а шары, если они металлические, шлифуют с использованием самых последних достижений: чем более гладкой будет поверхность шара, тем меньше шансов на то, что часть среды (теплоносителя в нашем случае) просочится под него. И гладкий шарик легче проворачивается, то есть они более удобны при эксплуатации.

Как устанавливать

Для того чтобы при необходимости можно было снять отопительный прибор без останова системы, нужно поставить по одному шаровому крану на подаче и «обратке». Если не будет устанавливаться никакая дополнительная арматура (регулирующая, например), то имеет смысл подсоединить их прямо ко входу радиатора. Для этого удобно использовать устройства со сгоном: с дополнительной частью, которая позволяет соединить две неподвижные детали.

Сначала накручивается на трубу запорное устройство, в радиатор вкручивается сгон (его предварительно снимают). Потом кран подводится к радиатору и накидной гайкой все это соединяется вместе.

Об отключении батарей на лето

Любая система водяного отопления должна быть заполнена теплоносителем круглогодично. Попадание внутрь воздуха вследствие ее опорожнения ни к чему хорошему не приведет – все стальные элементы начнут активно корродировать, пока не уйдет влага. Учитывая закрытое пространство, это произойдет не скоро, и пустые трубы покроются изнутри слоем ржавчины. В централизованных системах невозможно понять, есть ли вода в батареях летом, остается лишь надеяться на добросовестность соответствующих служб.

Как показывает практика, надеяться нужно только на себя. А потому с целью продлить срок службы отопительных приборов и не позволить им опорожниться, надо выбрать подходящий момент в самом конце отопительного сезона и перекрыть кран на батарее, установленный на выходном патрубке. В случае проведения каких-то ремонтных работ на тепловых сетях работники могут слить воду из стояка, но из закрытого радиатора она не уйдет.

В момент осеннего пуска централизованного отопления в работу вместе с теплоносителем по трубопроводам перемещаются частицы грязи и ржавчины. Стальные, алюминиевые и биметаллические батареи имеют небольшую ширину каналов, которые могут довольно быстро засориться. Так что в первый день запуска, когда слышно журчание воды в трубах, спешить и открывать краны не стоит. Лучше это сделать на следующий день, спустив воздух с помощью крана Маевского.

В интернете часто встречается предупреждение о том, что летом вентиль на батарею нужно перекрывать только один, два – ни в коем случае. Одни говорят, что после остывания вода уменьшится в объеме, в радиаторе возникнет вакуум, вследствие чего он треснет (приводится пример пластиковой бутылки без воздуха). Другие вещают, что разрыв произойдет из-за химических реакций в алюминиевых батареях и выделения кислорода во всех прочих. Появится избыточное давление, которое якобы разорвет прибор.

Подобные утверждения не имеют под собой никакого основания. Самое низкое рабочее давление – у чугунных батарей и составляет оно 9 Бар, разрушающее давление еще выше. Ни одна химическая реакция теплоносителя с любым металлом не сможет создать такое избыточное давление, а ведь у алюминиевых радиаторов предел еще выше – 16 Бар. Пример с вакуумом вообще не выдерживает критики, если он вдруг и образуется, то сила наружного воздействия на стенки батареи составит 1 Атм, то есть, 1 Бар.

Ссылка на основную публикацию