Батареи отопления: как спустить воздух через кран и без него, сколько нужно спускать

Удаление воздуха из радиатора в частном доме

Закрытый тип

Отличительной особенностью нижнего розлива является попарное подключение стояков отопления. Розливы подачи и обратки при такой схеме располагаются в подвале здания, а между ними стояками располагаются вентили. За вентилями устанавливаются или заглушки, или краны, позволяющие сливать воду при необходимости.

Знать о том, как выгнать воздушную пробку из системы отопления, нужно в первую очередь жильцам квартир на верхних этажах:

  • Кран поворачивается на 180 градусов, и из него с шипением начнет выходить воздух;
  • Когда из радиатора станет течь вода, кран необходимо закрыть.

При проживании на любом другом этаже достаточно будет попросить соседей сверху стравить воздух в свободное время. В том случае, если по какой-то причине договориться с соседями не получается, нужно будет подать соответствующую заявку в местную жилищную организацию. Главное при этом – добиться того, чтобы заявка была принята по всем правилам, и тогда при возникновении проблем с отоплением можно будет в дальнейшем потребовать перерасчета.

Одно дело, если проблему можно решить только из собственной квартиры или при помощи обращения к специалистам. Другое дело – если роль специалиста можно сыграть самостоятельно, например, получив доступ в подвал.

Решение проблемы в этом случае осуществляется следующим образом:

  • Перед тем, как удалить воздух из системы отопления, ее необходимо перепустить, для чего первым делом закрывается отопительная задвижка и открывается находящийся под ней канализационный сброс;
  • После выполнения предыдущих действий системе нужно дать около 5-10 минут на выход воздуха;
  • Если желаемый эффект не был достигнут, систему нужно перепустить в обратную сторону;
  • После стравливания воздуха нужно закрыть сброс и вернуть все задвижки в исходное положение, чтобы отопительный контур продолжил функционирование в штатном режиме.

Отдельные стояки, с которыми возникли проблемы, тоже вполне можно перепустить с подвального уровня. Для этого достаточно перекрыть вентиль одного из соединенных стояков и открыть сброс. Вероятность удачного стравливания воздуха в таком случае достаточно высока, а если один из стояков используется в качестве холостого, то работа обязательно увенчается успехом.

Даже в том случае, если вместо сбросов на стояках установлены заглушки, найдется пара способов того, как избавиться от воздушной пробки в системе отопления:

  1. Первый вариант – перекрыть оба стояка, сбросить их, а потом поменять одну из заглушек на шаровый кран с резьбой типа «папа-мама». Конечно, для такого варианта потребуется сам кран – но его стоимость невелика, и такие затраты уж точно стоят того, чтобы отопительная система могла продолжать работу.
  2. Для второго варианта нужно закрыть расположенные на стояках вентили, а потом выкрутить одну заглушку. Стояк переводится в режим сброса, останавливается, и потом предыдущие операции повторяются в обратном порядке. Таким способом стравливания воздуха можно пользоваться только при температуре теплоносителя ниже 45 градусов – в противном случае человек, выполняющий эту работу, может серьезно обжечься.

1 Причины завоздушивания

С наступлением холодов, происходит подготовка к отопительному сезону. С началом подачи тепла может оказаться, что оно не доходит до пользователя, или если и попадает к нему, то частично.

Способы удаления воздуха из системы отопления

Явление, когда нижняя часть батареи теплая, а верхняя абсолютно холодная, знакомо многим.

Это может произойти по нескольким причинам:

  • были проведены ремонтные работы, во время которых попадание воздуха в отключенную систему отопления просто неизбежно, после чего образовалась пробка;
  • монтаж труб отопления выполнен без необходимого наклона;
  • недостаточное давление в системе, что приводит к понижению общего уровня теплоносителя и вследствие этого образованию воздушной пробки;
  • проявление эффекта эмульсии — когда теплоноситель вначале своего пути к батарее насыщен пузырьками воздуха, а затем происходит его освобождение;
  • неправильное (быстрое) заполнение системы теплоносителем, он должен подаваться медленно с одновременным выпуском, скопившегося за время летнего простоя, воздуха;
  • разгерметизация системы на сварочных стыках или фитингах. Протечки в этом случае практически не заметны, так как происходит быстрое испарение жидкости, но для попадания внутрь воздуха достаточно и микротрещины, которую практически невозможно определить визуально;
  • неисправность устройств, через которые происходит забор (выведение) воздуха;
  • подключение к общей отопительной системе обогревание полов, трубы которого проложены на неприемлемом уровне.

1.1 Способы развоздушивания

Для того чтобы избавиться от лишнего воздуха в отопительной системе и нормализовать обогрев дома, следует сначала убрать причину его появления, а затем приступать к развоздушиванию.

Устройство автоматического крана Маевского

В зависимости от того, кокой тип циркуляции теплоносителя (естественный или принудительный) задействован, можно выбрать один из предлагаемых методов.

1.2 Система с естественной циркуляцией теплоносителя

Такая система типична для частного одноэтажного дома с небольшой обогреваемой площадью. Так как для нее используется верхняя разводка подающих тепло труб, то воздух из нее можно убрать при помощи расширительного бака.

При нижней разводке труб в отоплении частного дома, следует воспользоваться такими же способами, как и для развоздушивания отопительной системы с принудительной циркуляцией.

1.3 Система с принудительной циркуляцией теплоносителя

Выгнать воздух из такой системы легко удается при помощи заранее установленного воздухосборника, который должен располагаться в наивысшей точке. Для того чтобы процесс происходил самостоятельно, трубы должны иметь наклон в противоположную сторону от места его расположения.

За счет выталкивающей силы жидкости воздух будет продвигаться в нужном направлении, и отопление дома придет в порядок без стороннего вмешательства. Достаточно будет повернуть краник на воздухосборнике, чтобы выгнать его совсем.

Ручной кран Маевского на радиаторе

При любых вариантах, обратный трубопровод следует прокладывать с наклоном по направлению слива теплоносителя. Это необходимо для того, чтобы в случае ремонта системы можно было полностью освободить ее от жидкости.

Виды воздухоотводчиков

Всего их два:

  • ручной;
  • автоматический.

Ручной воздухоотводчик (кран Маевского) имеет небольшие размеры и его устанавливают в торце отопительной батареи. За счет небольших размеров, такое устройство можно применять только локально — один кран на одну батарею. При этом, в применении он очень прост, и его регулировка может проводиться как при помощи ключа или отвертки или просто руками.

Грязь скопившаяся в радиаторе, также может стать причиной пробки и непроходимости теплоносителя

Автоматический воздухоотводчик работает без стороннего вмешательства. Он может быть установлен как вертикально, так и горизонтально на подводящих и отводящих тепло трубах. Имея высокую чувствительность к загрязненным теплоносителям его лучше всего устанавливать вместе с фильтром, так как в противном случае можно получить в системе не воздушную, а грязевую пробку.

Для любых видов воздухоотводчиков очень важно чтобы в системе не происходило падание давления, и не было нарушений герметичности. Кроме того, правильный монтаж и присутствие нужного наклона труб, значительно облегчит работу этих устройств

Признаки и последствия завоздушенности системы

Если котельный агрегат работает исправно, температура теплоносителя на подаче соответствует норме, а батарея при этом не справляется с нагревом помещения, проверьте в системе отопления наличие воздуха. Воздушные пробки в радиаторах — частое явление, на их наличие указывает неравномерность нагрева прибора, когда верхняя часть остается холодной. Завоздушенность батареи в первое время незначительно снижает ее теплоотдачу, но если проблему вовремя не решить, скопившийся газ перекроет путь теплоносителю и помещение не получит полноценного обогрева.

Пузыри воздуха мешают свободному движению теплоносителя из-за сужения канала, и это провоцирует появление специфических звуковых эффектов. К признакам возникновения пробки относится шум в трубах, клокотание, бурление. В сложных случаях добавляется и вибрация труб.

Завоздушивание системы отопления

Небольшие пузырьки воздуха, которые еще не сформировали пробку, но уже активно выделяются из теплоносителя, превращают его в водовоздушную смесь. Она опасна для циркуляционного насоса, не приспособленного перекачивать газ. На валу насосного агрегата установлены подшипники скольжения, которые должны располагаться в жидкой среде. Высокое содержание воздуха в теплоносителе приводит к преждевременному износу элементов из-за эффекта сухого трения.

Если не стравить воздух из системы отопления, его избыток в теплоносителе может привести к остановке или поломке циркуляционного насоса. Это опасно для твердотопливных котлов, не оснащенных автоматикой: когда циркуляция остановится, в водяную рубашку котла перестанет поступать охлажденный теплоноситель. Перегрев и вскипание жидкости в замкнутом пространстве грозит взрывом, если не сработает группа безопасности.

Зная, как удалить воздух из системы отопления, можно справиться с воздушными линзами в радиаторах, выполненных из материалов, склонного к коррозии и зарастанию. В воздухе содержится углекислый газ и кислород, и они способствуют процессу распада солей кальция и магния, которые растворены в воде. Реакция протекает с выделением углекислоты. Под воздействием высоких температур гидрокарбонатные соединения формируют слой известкового налета, а углекислота способствует коррозии металлических поверхностей. В результате батарея быстрее выходит из строя.

Скопившаяся грязь в отопительной системе способствует выходу из строя радиатора

Чтобы исключить неприятные последствия, запустив систему отопления дома после летнего перерыва, следует проверить ее на наличие воздушных пробок. Если она завоздушена, оперативно примите меры по устранению проблемы.

Применение крана Маевского

Выпускать воздух можно при помощи специальных съемных ручек. Они надеты на внутреннюю часть клапана, которая выполняется из металла. Если такая ручка отсутствует, она должна быть заменена насечкой для отвертки.

Кран Маевского – удобное приспособление

Как правильно удалить воздух из системы обогрева?

  1. Подставить под кран тару (объем – 500—1000 мл).
  2. Открутить кран. Дождаться выхода воздуха. Потом появится характерное шипение, свидетельствующее о вытекании воздуха, смешанном с водой.
  3. Дождаться выхода чистой воды.
  4. Закрыть кран.

Если нет рукоятки, то нужно будет использовать отвертку или ключ. Можно воспользоваться газовым или разводным ключом

Если кран закручен очень туго, действовать нужно осторожно. Иначе можно его сорвать, последствия чего могут быть катастрофическими

Инструкция такова:

  1. Обернуть поверхность радиатора. Используется тряпка или ветошь. Подставить тару для вытекания жидкости.
  2. Открутить кран, дождаться появления шипения.
  3. Дождаться вытекания воды.
  4. Слить воду (до 2000 мл).
  5. Закрутить кран.
  6. Выждать 10—12 минут.
  7. Открутить кран, убедиться в том, что воздух вышел полностью.
  8. Если этого не произошло, нужно повторить процедуру.

Заглушка на батарее

Если кран отсутствует, а вместо него стоит заглушка советского образца, действовать нужно так:

  1. Обмотать нужный участок плотной тканью. Можно использовать тряпки. Это позволит исключить риск появления большого напора.
  2. «Вооружиться» преобразователем (можно заменить растворителем).
  3. Аккуратно повернуть заглушку. Доставать полностью не нужно, иначе в квартире будет «наводнение».
  4. Дождаться выхода воздушных масс. Поток можно почувствовать, подставив к месту заглушки руку.
  5. Подождать, пока вытечет вода (3000—5000 мл).
  6. «Вооружиться» фум-лентой, обмотать заглушку. Нужное направление – против резьбы. Это обеспечивает необходимую герметичность.
  7. Как можно плотнее закрутить заглушку.

При индивидуальном отоплении можно воспользоваться расширительным бачком

Если дома находится индивидуальное отопление, избавляться от проблемы можно при помощи расширительного бачка. Они могут быть открытыми и закрытыми.

В первом случае речь может идти о снижении уровня теплоносителя или воды. Их следует добавить в систему. Желательно при этом использовать нижний вентиль. Радиатор может быть абсолютно любым. Если это невозможно, необходимо будет воспользоваться бачком.

После удаления воздушной пробки необходимо произвести запуск системы. Она должна хорошо поработать. Если пробка осталась, ее спуск осуществляется при помощи радиатора.

Если тип бачка – закрытый, то сначала надо проверить его работоспособность.

Разновидности воздухоотводчиков

Воздух, попавший в систему, обязательно должен быть из нее удален. Для этого выполняется установка воздухоотводчика в системе отопления.

Окрытие крана Маевского

Воздухоотводчики предназначены для стравливания попавшего в трубопровод воздуха. По своей конструкции они могут быть ручные или автоматические. Ручной воздухоотводчик в системе отопления представляет собой небольшой кран, называемый специалистами краном Маевского. Он обладает небольшой пропускной способностью, но для индивидуального использования в квартирах вполне годен. Управляется кран вручную или с помощью ключа. Устанавливается такой ручной воздухоотводчик непосредственно на радиаторе отопления. Следовательно, в квартире может быть установлено несколько таких кранов.

В закрытом положении игольчатый клапан крана перекрывает запирающий воздушный канал. При вращении крана на открытие скопившийся в радиаторе воздух выходит из системы. Воздух стравливается до появления воды, после чего кран перекрывается. Вместо воздухоотводчика некоторые люди до сих пор используют обычные водяные краны, установив их на радиаторах отопления. Через них можно стравливать воздух и сливать воду.

Автоматические воздухоотводчики в системе отопления представляют собой клапаны, способные стравливать воздух из трубопроводов без участия людей. Устанавливаются они преимущественно вертикально, в верхних положениях трубопровода закрытого типа, но могут располагаться и горизонтально.

Автоматические воздухоотводчики

Когда труба заполнена водой, поплавок внутри устройства перекрывает отверстие клапана, через которое может протечь вода. При скоплении воздуха в системе поплавок опускается вниз, позволяя клапану открыться. Скопившийся воздух выходит наружу, а поплавок вновь поднимается вверх и заставляет клапан закрыть отверстие.

Автоматические воздухоотводчики требуют регулярного ухода, чистки и своевременной замены. Этому способствует присутствующая в воде взвесь ржавчины и прочего мусора. Рекомендуется монтировать их совместно с фильтрами.

Способы удаления воздуха из трубопровода

В современных системах отопления ещё на стадии проекта присутствуют штатные средства для стравливания воздуха — воздухоотводчики, автоматические или ручного применения, поэтому при правильном монтаже и укомплектовании отопительного оборудования продуть воздушную пробку не составляет труда.

Если отопление смонтировано открытым контуром, то воздух из него можно спускать через расширительный бачок, являющийся самой высоко расположенной точкой системы – открывается кран подачи, и газы из трубопровода будут вытеснены теплоносителем в бак, что проявится выходом туда пузырей воздуха. После этого уровень воды в бачке доводится до нормы.

В закрытых контурах с принудительной циркуляцией возможность сброса воздуха обеспечивается следующим образом:

  • трубы подачи горячего теплоносителя монтируются от главного стояка к удалённым с уклоном вверх, обеспечивая выделяющемуся из воды воздуху попутное воде движение;
  • в самой верхней точке трубы подачи монтируется воздухоотводчик.

В трубопроводе такой конструкции возможность продуть пробку теплоносителем обеспечивается также и другими воздухоотводчиками, устанавливаемыми в верхних точках других участков сети.

При необходимости ремонта опорожнение системы производится через обратный трубопровод, устраиваемый с уклоном, величина которого обеспечивает полный слив воды.

Устройство воздухоотводчиков

Устанавливаются они в критических точках – как правило, самых высоких местах пролётов трубопровода и в верхней части радиаторов.

По способу экслуатации воздухоотводчики производятся двух видов:

  • ручного управления – запорный клапан игольчатой конструкции (в обиходе — «кран Маевского»);
  • автоматические.

Клапаны сброса воздуха из системы отопления бывают разными также по размерам, конструкции и материалам исполнения, но их назначение общее – вывод газов.

Воздухоотводчики ручного управления – это примитивное по конструкции, но надёжное устройство выпуска воздуха из системы, устанавливаемое в основном на радиаторы отопления в верхней их части. Модели могут отличаться размером монтажной резьбы и дизайном.

Устройство характеризуется простотой эксплуатации – открывается обычной отверткой, а его спускное отверстие при помощи регулировочного барашка можно направить в направление, удобное для приёма воды в конце операции.

Стравливание воздуха производится при включенном отоплении, когда давление в системе достигло рабочей величины. После плавного открытия крана Маевского из сливного отверстия сначала пойдёт воздух, затем холодная вода, и так попеременно. Спуск прекращают, когда из отверстия пойдёт горячий теплоноситель постоянной температуры без воздуха, и клапан закрывают.

Нештатные способы удаления воздушной пробки

Встречаются ситуации, когда шаг опор трубопровода значителен, и труба провисла на пролётах, образовав волнистый контур с куполами-пазухами без воздухоотводчиков. Воздух в таких трубах отопления скапливается в пазухах, что делать?

Если трубопровод малого диаметра, то под него устанавливают дополнительные опоры, чтобы выровнять профиль. После этого газ из пазух будет вытеснен водой, и его удаляют через расширительный бачок или воздухоотводчики.

Если же трубопровод значительного диаметра (50 – 100 мм), да ещё и стальной, то выравнивание его профиля – очень трудоёмкий процесс. В таких случаях в верхнюю часть «купола» трубы вкручивают до упора самосверлящий винт с уплотнительной прокладкой, после чего чуть выкручивают его для стравливания воздуха и вновь закручивают до упора.

Как вручную спустить воздух из системы, если давление теплоносителя высокое

В этой ситуации необходимо предварительно перекрыть вентиль подачи воды в систему и выпустить пробку стандартным способом, но открывая клапан Маевского медленно, не допуская резкого выброса газа или воды.

Что делать, если ручной воздухоотводчик не отворачивается

Если резьбовое сопряжение спускного винта прикипело, и он не отворачивается, необходимо капнуть на него керосином, тормозной жидкостью или брызнуть специальным средством WD-40

Выждав необходимое время, винт осторожно обстукивают молотком и поворачивают ключом

Способы удаления воздуха

Если вы наблюдаете на приборной панели постоянное превышение рабочей температуры двигателя (100 и более градусов), выполните ряд действий по выявлению неполадки:

  • исследуйте стыки патрубков, водяной насос и расширительную емкость на предмет протечек;
  • проверьте уровень жидкости в бачке;
  • убедитесь, что салонный отопитель исправно функционирует;
  • если температурный датчик установлен вне головки цилиндров, проверьте работоспособность электрического вентилятора замыканием контактов.

Прежде чем прокачать систему охлаждения, необходимо устранить все утечки, если таковые обнаружены. Потерявший герметичность сальник водяного насоса следует заменить (как правило, вместе с помпой), подтянуть хомуты шлангов и так далее. Удалять воздушную пробку из протекающей системы охлаждения бессмысленно.

Проверка печки и датчика вентилятора поможет точнее определить местонахождение пузыря воздуха. Когда температура мотора достигает критического порога, а отопитель не греет, значит, пробка стоит в малом контуре циркуляции – в самой печке либо подводящих патрубках. Если датчик вовремя не включает принудительный обдув, то он попал в зону, где движение антифриза остановилось – пузырь находится в большом контуре.

Этот простейший метод требует от автолюбителя осторожности, поскольку производится на полностью прогретом моторе. Порядок операций такой:

  1. При необходимости добавьте жидкость до минимального уровня и прогрейте силовой агрегат до рабочей температуры. Аккуратно свинтите крышку расширительной емкости.
  2. Наденьте перчатки и отсоедините тонкий патрубок охлаждающей системы в наиболее высокой точке. Для двигателя с инжектором это блок подогрева дроссельной заслонки, на карбюраторном моторе – впускной коллектор либо нижняя часть самого карбюратора.
  3. Тщательно протрите горловину бачка. Подставив под снятый шланг широкую посудину, подуйте в расширительную емкость. Когда из патрубка потечет чистый тосол, наденьте его на штуцер и зафиксируйте хомутом.

Данный вариант подходит для всех случаев, когда обнаружить и вытолкнуть пузырь из трубопроводов не удается. Суть заключается в том, чтобы полностью опорожнить систему и обратно залить тосол, соблюдая все правила. Недостаток метода – сложность реализации в дорожных условиях.

Процедура выполняется в следующем порядке:

  1. Слейте антифриз в широкий таз, поочередно подставив его под пробку на блоке цилиндров и главном радиаторе.
  2. Установите все крышки на места и затяните их.
  3. Ослабьте хомут и снимите патрубок обогрева дроссельной заслонки или карбюратора (самая высокая точка системы).
  4. Вставьте воронку в горловину расширительного бачка и медленно тонкой струей заливайте охлаждающую жидкость. Удаление воздуха будет происходить через снятый шланг.
  5. Отслеживайте момент, когда из патрубка побежит тосол, и сразу надевайте его на штуцер.

Перед опорожнением не забудьте полностью открыть кран салонной печки.

Столкнувшись с перегревом силового агрегата в пути, постарайтесь убрать воздушную пробку таким методом:

  1. Зафиксировав автомобиль ручным тормозом, поднимите переднюю часть домкратом на высоту 0,3–0,4 м.
  2. Медленно открутите пробку расширительного резервуара, запустите двигатель и включите салонный отопитель на максимальный режим.
  3. Тонкой струей лейте тосол в бачок, пока его уровень не достигнет верхнего предела. Повысьте обороты коленчатого вала до 3000 об/мин и дождитесь полного прогрева.
  4. Сжимайте рукой нижний шланг, ведущий к радиатору. Воздух должен выйти через расширительную емкость. Используйте перчатки или плотную ткань, чтобы не обжечься.

Процедура заканчивается, когда из бачка перестанет выходить воздух. Ощупайте остальные патрубки – они должны прогреться. Убедитесь, что печка выдает горячий поток.

Чтобы не приходилось возиться с удалением воздушных пробок, всегда заливайте антифриз по инструкции, описанной в предыдущем разделе. Это лучший способ вытеснить воздух из системы. Своевременно устраняйте протечки, не ездите с бесконечными доливками охлаждающей жидкости.

Как спустить воздух из батарей в частном доме

В частных домах тоже может возникнуть ситуация, при которой в отопительной системе появится воздух

Важно скорее не то, как система отопления в частном доме завоздушена, а то, как избавляться от ненужного воздуха. Универсального решения этой проблемы нет – отопление частного дома обычно проектируется в индивидуальном порядке, поэтому собранная конструкция имеет массу собственных нюансов

Впрочем, во всех типах отопительных систем имеются схожие особенности, которые нужно изучить перед тем, как спустить воздух из батареи:

  1. Если отопление имеет принудительную циркуляцию, то возле насоса всегда устанавливаются специальные воздухоотводящие элементы (как правило, они располагаются или перед насосом, или непосредственно в котле). Воздух в системе при наличии таких элементов чаще всего оказывается из-за их засорения.
  2. Клапаны для отвода воздуха могут устанавливаться и непосредственно на батареи, но только в том случае, если они располагаются выше точки розлива. Если же розлив находится где-то на верхнем уровне, то воздушный клапан нужно искать в самой верхней его точке.
  3. На всех вертикальных изгибах розлива имеются собственные воздушники. При их отсутствии для стравливания воздуха придется воспользоваться одним из описанных выше способов.

Поместите под батарею вместительный таз.
Место спуска воздуха нужно обложить ветошью, это обеспечит плавный спуск воды в таз.
Важно открывать заглушки либо клапан без резких движений и спешки. Вы услышите звук

Свист либо шипение. Это означает что начался выход воздуха.

Данные действия продолжаются до тех пор, пока не потечет вода тонкой струйкой, которая означает что проблема решена. Рекомендуемый объем сливаемой воды, гарантирующий отсутствие повторное образование пробок составляет не менее двадцати литров воды.

В системы отопления частного сектора обычно устанавливаются новые радиаторы, оснащенные кранами для спуска воздуха. Если же их нет, то единственный возможный вариант спуска- с использованием расширительного бака котла.

Существует два вида баков. Открытый тип бака не сложен в использовании, при возникновении завоздушивания количество воды падает, для решения проблемы достаточно пополнить ее уровень в баке.

Закрытый тип

Факторы, обусловливающие завоздушивание системы отопления

Как известно, при нагреве воды в ней появляется воздух. При этом более высокая температура способствует образованию большего его количества. Воздушные пузырьки, как правило, стремятся вверх и, следовательно, скапливаются в высших точках магистралей и радиаторов, но часть из них могут оседать на стенках труб.

Среди других причин завоздушивания можно назвать:

  • несоблюдение требуемых технологических уклонов (или их величины) при монтаже системы;
  • проведение любого вида ремонтных работ – замена или ремонт любого элемента неизбежно приводит к попаданию воздуха;
  • уменьшение рабочего объема теплоносителя в системе отопления, обусловленное некачественным выполнением сварных и резьбовых соединений, наличием других мест протечек (например, свищей), естественным испарением воды в процессе эксплуатации;
  • неправильное заполнение системы водой – слишком высокая скорость или несоблюдение температурного режима приводит к завоздушиванию;
  • подпитка схемы водой, содержащей воздух.

Причины появления излишнего воздуха

Причин появления воздуха множество, полностью избежать этого явления довольно сложно. И все же следует изучить факторы, под воздействием которых в отопительной системе образуются воздушные пробки, чтобы минимизировать их воздействие на систему.

Чаще всего воздух проникает в систему:

  • если отопление изначально было смонтировано неправильно;
  • при несоблюдении правил заполнения отопительного контура водой;
  • если нарушена герметичность соединения отдельных элементов системы;
  • когда в системе отсутствуют или неправильно используются устройства для отвода воздуха;
  • после проведения ремонтных работ;
  • при возмещении потерянного объема теплоносителя с помощью холодной воды.

Неправильный монтаж отопительной системы приводит к ее завоздушиванию в тех случаях, когда трубы проложены с неправильным уклоном, образуют петли и т.п. Лучше всего отследить такие участки еще на этапе проектирования автономного отопления.

Заполнение контура водой следует выполнять по принципу: чем больше объем теплоносителя, тем меньше скорость его поступления в систему. Если вода поступает слишком быстро, на определенных участках она может стать спонтанным вариантом гидрозатвора, препятствуя естественному процессу вытеснения воздуха из контура.

В местах соединения труб и радиаторов нередко возникают протечки. Иногда трещина настолько мала, что вытекающая из нее вода почти сразу же испаряется. Отверстие остается незамеченным, и через него постепенно проникает воздух, который заменяет утраченный объем воды.


Небольшая щель, через которую вытекает вода, может стать причиной проникновения воздуха в отопительный контур и образования воздушной пробки

Поскольку тем или иным образом контур все же может оказаться завоздушенным, при проектировании отопления следует предусмотреть установку специальных устройств, предназначенных для спуска воздуха из системы отопления. Если такие воздухоотводчики уже имеются, но не дают желаемого эффекта, возможно, некоторые из них сломаны и требуют замены.

Бывает и так, что устройства для выведения воздуха неэффективны из-за их неправильной установки или недостаточного количества. Неизбежно попадание воздуха в систему после ее ремонта. В этом случае обязательно придется проводить мероприятия по развоздушиванию.


Растворенный в воде воздух попадает в отопительную систему во время заполнения контура. При нагреве он выделяется в виде маленьких пузырьков, из которых формируется воздушная пробка

Если часть объема теплоносителя утеряна, его необходимо восполнить. Свежая вода, в отличие от той, что уже находится в системе, содержит некоторое количество растворенного в ней воздуха. При нагреве он выделяется в виде небольших пузырьков и накапливается, образуя пробки.

Если в систему долили свежий теплоноситель, через некоторое время не помешает убедиться, что она нигде не завоздушена.

Профилактика неисправности

Вместо устранения проблемы легче предпринять меры по её профилактике. Главное правило защиты охлаждающей системы от воздуха извне – своевременная диагностика. Систему необходимо регулярно проверять на наличие утечек. Чтобы воздушные пробки не появлялись в будущем, следует придерживаться следующих правил:

  • Не доводить движок до перегрева, а жидкость до кипящего состояния. ОЖ превращается в пар, под давлением проникающий в труднодоступные уголки системы охлаждения. Самостоятельно удалиться из них он не способен.
  • Регулярно промывать охлаждающую систему водой или спецжидкостями. Некоторые водители советуют делать это напитками «Кока-кола» или «Спрайт». Чистый радиатор работает правильно, поэтому пробки в нём не образуются.
  • Правильно заливать ОЖ. Перед заливом жидкости ослабляют затяжку хомута, отсоединяют шланг подачи жидкости в автомобиле с инжектором. В карбюраторном моторе отсоединяют шланг подачи жидкости от штуцера карбюратора. В бачок заливают ОЖ до максимального уровня. Делают это медленно и тонкой струйкой, чтобы воздух из бачка вытеснялся водой. Если отметки уровня нет, жидкость заливают до верхней кромки бачка. Заполненный бачок закрывают, когда на поверхности исчезают пузырьки воздуха, затем подсоединяют шланги. После этих действий запускают двигатель и прогревают до рабочей температуры. После включения вентилятора мотор глушат и проверяют уровень ОЖ. При необходимости ОЖ доливают.

Правильная замена охлаждающей жидкости снижает риск появления воздуха в системе

Удалять воздушную пробку необходимо при первых же признаках её появления в охладительной системе. Игнорирование неисправности приведёт к дорогостоящему ремонту автомобиля или полной потере двигателя.

Главная →

Обслуживание и Ремонт →

Ссылка на основную публикацию